Невосполнимые потери

Владимир Кумашов, Никита Духно, Арви Хуттунен, Александр Феофилактов, Анатолий Шаковец - имена и произведения этих мурманских авторов известны не только в Кольском Заполярье, но и за его пределами. Они творили, создавали имя и стиль нашего региона в художественном сообществе страны.

К сожалению, всех их сейчас нет с нами, они ушли практически один за другим в течение последних трех лет. Но их работы - живописные полотна и графические листы - остаются в собраниях музеев и частных коллекциях. Сейчас у мурманчан и гостей города есть возможность еще раз полюбоваться произведениями, созданными этими авторами: в главном здании областного художественного музея открылась выставка «По волнам моей памяти...».

Анатолий Шаковец. «Колвица».

- Есть потери, с которыми очень трудно, почти невозможно смириться. К сожалению, художественное общество Кольского Заполярья потеряло за несколько лет настоящих мастеров, равных которым нет ни по профессионализму, ни по уровню знаний, ни по общественной значимости, ни по авторитету среди коллег, - сказала главный хранитель музейных ценностей Ольга Кузьминых. - В 2018 году не стало известного автора Владимира Кумашова, в 2020-м мы потеряли целую плеяду талантливых живописцев, графиков, настоящих столпов Мурманского отделения Союза художников России: Никиту Духно, Арви Хуттунена, Александра Феофилактова, а в начале нынешнего года нас постигла еще одна утрата - не стало Анатолия Шаковца. Мастера оставили после себя десятки узнаваемых произведений, влюбленного зрителя и благодарных учеников.

Анатолий Шаковц. «Дали манят».

В творчестве художников никогда не было пауз и спадов, они постоянно работали, смело сочетали различные элементы, художественные и стилистические традиции, создавая свой живописный язык образов. Зайдя в выставочный зал, можно безошибочно определить, кому из авторов принадлежит та или иная картина.

Почерки мастеров

Так, посетители увидят и уже хорошо знакомые, и нечасто выставляемые произведения, созданные в характерной и неповторимой наивной манере Владимиром Кумашовым. Здание художественного музея, запечатленное им в разные времена года, вид на железнодорожный вокзал - это визитные карточки не только самого живописца, но и заполярной столицы. А вот автопортрет с сыном и вид городского парка многие увидят впервые. И в очередной раз почувствуют еще одну характерную черту творчества Владимира Кумашова: он писал узнаваемые места, но добавлял несуществующие детали, ведь тот же парк мы безошибочно определим по зданию бывшего кинотеатра «Родина» и сразу задумаемся, неужели раньше рядом с ним стояли скульптуры? Нет, их там не было, эти элементы - плод фантазии автора.

Александр Феофилактов. «Кольский залив».

В другой части зала - работы живописца, графика, иллюстратора и дизайнера Никиты Духно. Среди них есть и абстрактные полотна, и пусть практически схематичные, но вполне узнаваемые пейзажи областного центра.

- Как утверждал сам автор, он всегда изображает реальность, потому что другого источника вдохновения у него нет. Просто все время меняется угол зрения, ракурс, а интерес всегда постоянен: к форме, пластике, цвету, линии, событиям, происходящим на холсте, к сражениям, драмам, пикникам, ночным прогулкам и прочим красочно-линейным метаморфозам, - продолжила Ольга Кузьминых. - Легко заметить, что и в фигуративных, и в абстрактных работах художника интересовал один круг проблем, и в этом смысле они для него друг от друга не отличались, одинаково радуя зрителя присущей автору легкостью и изобретательным изяществом.

Владимир Кумашов. «В сквере».

Гости музея увидят и необычные, яркие виды Арктики. Именно такой воспринимал ее Арви Хуттунен - оранжевой, фиолетовой, а не белоснежной. Необычные цветовые решения стали характерной чертой этого живописца, почетного полярника. Сопки, льды и небо Крайнего Севера в его произведениях переливаются яркими красками, приобретая фантастический вид, который удивительно гармонично сочетается со сдержанной и лаконичной композицией.

Владимир Кумашов. «Старая деревня».

Еще один узнаваемый художник - Александр Феофилактов, долгие годы возглавлявший региональное отделение творческого союза. Его творческие интересы лежали в плоскости портрета, пейзажей, тематических картин, натюрмортов. Он не оставался равнодушным ни к одному событию жизни. Его живописной манере присущи живость и новизна. Для Александра Георгиевича была характерна основательность подхода к выбору темы, его волновали историческое прошлое и современность, взаимоотношения человека и природы. Пейзажи давали автору возможность выйти за рамки созданного им замкнутого мира, где каждый из холстов мастера показывает частицу его души тем, кто готов к диалогу, и оставляет простор для воображения на будущее. На выставке представлены полотна «Белые ночи Баренца», «Одинокий страж», «Кольский залив» и другие, на которых перед нами предстают Мурманск и Териберка.

Владимир Кумашов. «Автопортрет с сыном».

Достаточно редкая графическая техника офорт - одна из любимых для Анатолия Шаковца. Он владел ею в совершенстве и с помощью точнейших штрихов и малейших деталей создавал единый многослойный образ со сложными тональными переходами, завораживающими зрителей гармонией момента. Есть в его творческом наследии и акварельные листы. Им также присуща легкость, чистота цвета, гармоничность. Автор точно передает разные состояния природы, избегает декоративных эффектов, которые дает эта техника. Гармония цвета и прозрачная нежность пейзажей стали визитной карточкой этого художника. Все времена года нашли отражение в его произведениях, но самому ему ближе было осеннее настроение природы.

Магия искусства

- Утраты этих мастеров стали неожиданностью для всех, мы в музее буквально задыхались, когда узнавали трагические новости, - рассказала директор музея Ольга Евтюкова. - Художники, чьи произведения мы видим на выставке, принадлежат к старшему поколению, они составляли и сейчас составляют очень важный фундамент. Мы помним их еще молодыми, за исключением, пожалуй, Арви Ивановича, которому в следующем году исполнилось бы сто лет. Практически все они развивались как художники у нас на глазах, превращаясь в настоящих мастеров, очень индивидуальных. Знаете, поймала себя на мысли: иногда во время подготовки выставок мы не могли скомпоновать их произведения, настолько они были сильны и непохожи друг на друга. А сейчас произошло какое-то примирение, каждый выглядит по-своему, но одновременно с этим выставка получилась очень цельной. Это и есть, наверное, магия искусства.

Арви Хуттунен. «Дорога».

В фондовом собрании музея хранятся довольно обширные коллекции представленных авторов. Экспозиция получилась очень достойной, ее не стыдно показать в любом другом музее. Возможно, после Мурманска она поедет в Петрозаводск.

Арви Хуттунен. «Аквамарин в оправе песков каракума».

Кроме того, на начало следующего года уже запланировано проведение выставки Анатолия Шаковца, на которой будут представлены только офорты. Не останется незамеченным и столетний юбилей Арви Хуттунена. Какая именно тематика будет выбрана - пока не решено. В отношении произведений Никиты Духно сохранится традиция, которую он сам соблюдал: каждые пять лет устраивал персональные выставки. В 2025-м публика увидит экспозицию под ориентировочным названием «Никита, Федя, Степа» - по имени автора и его сыновей. На ней будут показаны работы самого художника и Степана, а также фотографии Федора.

Но это пока планы. А сейчас северяне и гости региона могут увидеть картины на выставке «По волнам моей памяти...». Она работает в главном здании музея на улице Коминтерна до 29 августа.