Народной фотостудии «Мурманск», плодотворно работающей в областном Дворце культуры им. С. М. Кирова, стукнуло 60 лет. Этой дате и посвящен фотоконкурс «Глазами северян», в котором приняли участие все члены народного самодеятельного коллектива.

Культурный шок

Осенью 1959 года к тогдашнему директору областного краеведческого музея Елене Павловой пришла группа молодых фотографов-любителей с идеей организовать первую в Заполярье фотовыставку местных авторов.

Заводилами стали недавние ленинградские студенты Станислав Барков и Илья Баславский. А поскольку в Питере только что был создан первый в СССР фотоклуб, решили, готовя выставку, организовать подобный клуб и у нас - второй в Советском Союзе!

Андрей Овчаренко. «Соперники».

Первая мурманская фотовыставка 60 лет назад в стенах музея имела потрясающий успех. Тогда сама по себе фотография, отпечатанная в большом «выставочном» формате, казалась едва ли не чудом. Я помню, как в середине 1960-х наша классная руководительница принесла в школу черно-белые пейзажные с поразительной четкостью снимки размером 30 на 45 сантиметров, взятые под честное слово у кого-то из местных корифееф светописи (уж не у Станислава ли Баркова?). Это был культурный шок для детей, видевших мир в формате не более чем шесть на девять.

В 1964 году разросшийся фотоприют единомышленников получил постоянную прописку в нашем главном очаге самодеятельного творчества - в Кировке. В клуб потянулась творческая молодежь, в том числе Людмила Белозерова, Юрий Шумилкин - старейшие сегодня члены объединения. А еще через 18 лет клуб был удостоен почетного звания «Народный коллектив» и был переименован в народную фотостудию «Мурманск».

Три богатыря

Юрий Шумилкин выступил на открытии фотовыставки в честь нынешнего юбилея, а фотоработы Людмилы Белозеровой (ночная панорама Мурманска с той стороны залива) представлено в экспозиции.

На архивном снимке, сделанном неизвестным автором в 1985 году на Празднике Севера, три богатыря мурманской фотографии Станислав Барков, Вячеслав Басов и Николай Рудаков. Они обладатели множества медалей международных фотоконкурсов. Золотой век заполярного фотоискусства! В их честь и названы номинации нынешнего областного фотоконкурса «Глазами северян»

Станислав Барков, Вячеслав Басов и Николай Рудаков. 1985 г.

Номинация «Пейзаж» на призы Вячеслава Басова, единственного из троих ныне живущего и здравствующего, вызвала наибольший интерес и споры жюри.

К слову, о жюри. В него были приглашены фотограф фотостудии «Сказка» Леонид Зацерковный, художник Александр Харламов и руководитель фотослужбы нашей газеты Лев Федосеев. Для пущей объективности фотографии каждому судье были представлены в обезличенном виде, то есть без имен авторов. При равенстве очков последнее слово оставалось бы за нынешней руководительницей фотостудии «Мурманск», известной нашей фотографиней Еленой Коваленко.

Вячеслав Басов. «Синяя птица».

Такая объективность втемную принесла порой забавные результаты. Так, в номинации на призы Басова диплом 3-й степени получил снимок Басова же «Синяя птица». Но автор, оглашавший список призеров, не растерялся и тут же отдал честно заработанный приз своему личному фавориту - снимку Натальи Ермохиной «Рассвет на берегу Баренцева моря» с изумительной цветовой гаммой.

Диплом 2-й степени в этой номинации получил Павел Степаненко за экзотический снимок «Меж льдов и облаков». Дипломом же 1-й степени награжден по единодушному мнению жюри снимок мончегорца Александра Пантюшина «Гаражи» с очень современным взглядом на геометрию пейзажа.

Александр Пантюшин. «Гаражи».

Движение шестерен

Номинация «Репортаж» памяти Станислава Баркова вызвала не меньше споров судей. В результате 3-е место занял снимок Эмилии Бабий «Барышня» с берущим за душу портретом девочки из коррекционной, если не ошибаюсь, школы.

2-е место взял Виталий Новиков за кадр «В строю». Представьте десятки моряков, снятых со спины в зимних шапках, но один в центре оглянулся! Находка и мгновенная реакция мастера.

1-е место у Александра Яновского за фото «Сказка на ночь», где хрестоматийная бабушка читает внучке вечную книжку. Схвачено толково.

Ну и наконец популярная в век цифры номинация «Фотомонтаж-коллаж» памяти Николая Рудакова, великого труженика на этой ниве еще в те времена, когда о цифровом фото и не подозревали.

Диплом 3-й степени у Владимира Чеснокова за триптих «100 лет Великой Октябрьской революции», хотя многие зрители старшего возраста отдали ему золото в книге отзывов на выставке.

Диплом 2-й степени достался упомянутой Елене Коваленко за остановленное в снимке «Девушка Лето» мгновение. Автор подчеркнула порыв в сквере на Пяти Углах наложением на снимок летящих зонтиков одуванчиков.

1-е место за снимок «Время» с фигурой человека среди передаточных шестерен гигантских часов взял, и опять по единодушному мнению жюри, мончегорский мастер Геннадий Субач.

В эпоху смартфонов искусство фотографии становится пережитком прошлого, как музыка Моцарта. Как живопись Ренуара. Как поэзия Пастернака. Далее по списку...