Счастливый билет

Продолжатель династии, выдающийся график, один из ярких представителей ленинградской художественной школы, мастер репортажа - это все о нем, о Борисе Власове. Редко какая сборная графическая выставка в Северной столице обходится без его работ. Вот и у северян появилась возможность ближе познакомиться с творчеством этого яркого художника. В областном художественном музее открылась экспозиция, посвященная 85-летию со дня его рождения.

Посетители могут увидеть работы из фондового собрания. Это не плоская графика, не какие-то абстрактные изображения - каждый лист, размещенный в зале, удивляет динамикой и деталями.

«В. Маяковский. «Облако в штанах».

- Борис Васильевич родился в Северной столице в семье выдающихся представителей ленинградской графической школы - Василия Андриановича Власова и Татьяны Владимировны Шишмаревой, - рассказала на открытии выставки главный хранитель музейных ценностей Ольга Кузьминых. - Дом Власовых был одним из центров общения художников, их споров. Здесь смотрели новомодные французские журналы с репродукциями картин Матисса, Пикассо и других. Конечно же, эта атмосфера повлияла на Бориса Власова. Факт рождения в такой семье создавал очень благоприятную творческую среду, и в то же время был не только счастливым билетом, но и накладывал серьезные обязательства, огромную ответственность. С которой автор справился.

Борис Власов окончил графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в 1961 году. Сразу же после этого был принят в Союз художников СССР. Его самостоятельный творческий путь начался в конце 50-х. Уже первые выставки критики встречали на ура (что бывает нечасто), отмечая талант и трудолюбие молодого художника. В 60-70-е Борис Власов стал одним из лидеров ленинградской школы станковой книжной графики. Он оказался своего рода ориентиром, духовным вождем для своего окружения.

- В его творчестве можно выделить несколько важных моментов, - продолжила Ольга Кузьминых. - Так, он создал спортивную серию графических листов «Большой приз Ленинграда». Она, как и другие работы автора, отличается динамичными, даже репортажными интонациями. Эта динамика сродни работам французских живописцев. Его коллеги в тот период создавали в основном «сухие» произведения. Если говорить об изображенных им интерьерах, то можно сказать, что искусство выжато буквально из ничего. Вроде бы обычная комната, но мы с любопытством всматриваемся в краски, геометрические фигуры. Не менее любопытна серия, посвященная Ленинградскому телевидению. Она отражает работу ведущих, операторов и других сотрудников. Также он известен как мастер книжной иллюстрации.

Ольга Кузьминых.

Любовь к велосипедам

Примерно четверть экспонатов на выставке - из спортивной серии. В первую очередь обращает на себя внимание любовь художника к велосипедам и велосипедистам. Их мы видим на листах «На финише», «Цветные велосипедисты», «Победитель», «Сто кругов», а также на работах, не входящих ни в какую серию, - к примеру, «Велогонка». Можно бы подумать, что это любимый, главный для автора вид спорта. Однако при взгляде на произведения «По северному склону», «Южный склон» и «На Чегет» понимаешь, что не единственный. Особенно интересно, что изображенные на них лыжники - будь то подъем на гору лесенкой или на канатке - в расслабленных позах и с умиротворенными выражениями лиц. Кажется, что они не тратят сил и не думают об опасных спусках, а просто встретились с приятелями на улицах города или сидят в удобных креслах перед телевизором.

«Победитель».

К сожалению, на открытие выставки не смогли приехать родные Бориса Власова, но его дочь и внук записали видеопослание.

- Наша семья выражает глубочайшую признательность Мурманскому художественному музею за проведение экспозиции, - сказала с экрана дочь графика, художник-текстильщик Татьяна Власова. - Отец был тесно связан с Мурманском, ведь здесь долгое время жил и работал его друг детства и соратник Николай Ковалев. Творчество Бориса Власова остается современным и актуальным в XXI веке. Какие бы произведения он ни создавал, всегда в основе лежала работа с натуры и тщательное изучение темы.

Действительно, Власов и Ковалев тесно дружили и общались. Николай Николаевич считает, что именно приятель заложил основы его творчества. Никита Духно также считал Власова своим учителем, многие мурманские художники опирались на творчество питерского графика.

По мнению Николая Ковалева, книги с иллюстрациями Власова отличала синхронность впечатления и рисования, что исключало всякую заученность, у художника не было готового рецепта, каждую книгу он выдумывал заново и рисовал по-иному. В одной из своих статей Ковалев писал: «Боре лет этак четырнадцать, он показывает серию рисунков. Что-то вроде комиксов. Но текста нет, одни рисунки - рисованный детектив: погони на мотоциклах, автомобилях и бегом. А вокруг мир. Сосны, звезды, дороги, железнодорожные переезды... Все так умело, красиво и даже лирично».

«Ваши» знакомые.

Многие исследователи творчества графика считали, что он обладал способностью передать в предметной форме не только суждение о данной реальности, но синтезирующее суждение в целом о жизни. Как говорил сам художник, «у меня слишком мало времени, я не могу позволить себе промахнуться».

Творческое наследие Бориса Власова могло быть гораздо богаче, если бы не внезапная смерть в 1981 году, настигшая его в расцвете творческих сил. Он планировал больше заниматься живописью, продолжать пробовать себя в скульптуре. Однако не сбылось. Но сейчас у северян есть возможность ближе познакомиться с его творчеством, особенно это актуально для начинающих авторов-графиков.

«Южный склон».

Посетить экспозицию можно до 11 апреля.