Встреча с Денисом Мацуевым, выдающимся пианистом-виртуозом, должна была состояться 17 апреля, а билет в московский зал «Зарядье» я опрометчиво купил еще в марте. Как читатели уже поняли по дате, концерт не состоялся по известным всем причинам - коронавирус тогда бушевал вовсю, и в апреле в Москве был пик ограничительных мер, направленных против распространения опасного заболевания.

Деньги за билет мне, однако, не вернули, объявив о переносе мероприятия на 10 октября. Что ж, октябрь так октябрь, и ближе к концу сентября пришлось запасаться новыми билетами в столицу. Позже стало известно, что зрители придут на совсем другой концерт - не тот, что был обещан весной.

Тогда Мацуев должен был выступать вместе с камерным оркестром «Вена - Берлин», но полноценное пересечение границ до сих пор не восстановлено, и европейские артисты попасть в Москву не смогли. Поэтому, как можно догадаться, организаторам концерта пришлось импровизировать.

Новое название программы - «Классика в джазе». Хорошо известно, что Денис Мацуев музыкант универсальный, ему одинаково комфортно как в мире джаза, так и в симфонической вселенной. Но мне, например, сфера джазовых импровизаций гораздо менее близка, чем авторские произведения мировой классики. Так что, идя на концерт, я заранее чувствовал себя в какой-то степени обделенным.

Но вначале несколько слов о концертном зале «Зарядье». Ему всего два года, и это одна из самых современных и технически оснащенных площадок в мире. Выступавшие здесь лучшие артисты, дирижеры и музыканты из разных стран высоко оценили акустические свойства зала. Кроме того, «Зарядье» можно назвать выдающимся произведением современной архитектуры - здание очень красиво снаружи и внутри, удобно устроено для зрителей.

Вечером 10 октября на входе в концертный зал кордон из сотрудников и волонтеров весьма строго требовал выполнения мер противовирусной безопасности. Внутрь допускались только слушатели в масках и перчатках. Тем, кто ими не запасся, одноразовые средства защиты выдавали на входе бесплатно. А внутри периодически звучала запись голоса Дениса Мацуева с призывом соблюдать все необходимые меры предосторожности.

На сцену маэстро демонстративно вышел в маске, которую снял, только подойдя к роялю. Так и пролежала она весь концерт на инструменте, напоминая об особой ситуации.

Более чем полуторатысячный зал был заполнен лишь наполовину - многие кресла блокировали специальные ленты с надписями, предупреждавшими о необходимости соблюдать положенную дистанцию. Как пояснил Денис Мацуев, музыканты в этот день дали два концерта, чтобы обеспечить стопроцентную заполненность зала. Также маэстро оптимистично напомнил о терапевтической силе музыки и пожелал всем здоровья.

Первая часть концерта состояла из джазовых импровизаций на темы известных произведений корифеев жанра, включая, к примеру, Джорджа Гершвина. Исполнительская виртуозность Дениса Мацуева заставила забыть о моем прохладном отношении к джазу, и я полностью отдался захватывающей музыкальной стихии. Выдающемуся пианисту помогали Андрей Иванов на контрабасе и Александр Зингер на ударных. Свое мастерство музыканты, как принято в джазе, блестяще продемонстрировали в сольных импровизациях.

Как известно, Денис Мацуев входит в жюри конкурса «Синяя птица», организованного телеканалом «Культура». Прекрасным сюрпризом для публики стало участие в концерте юных талантов - победителей этого конкурса. Так, Екатерина Мочалова с легкостью доказала, что даже такой сугубо народный инструмент, как домра, может отлично вписываться в джазовые ритмы.

Удивительно виртуозной игрой еще на одном народном инструменте - балалайке - покорила публику совсем юная Настя Тюрина. В полный восторг зрители пришли от исполнения девушками вместе с трио Мацуева знаменитого 24-го каприса Паганини.

В свои 15 лет Ярослава Симонова, еще одна победительница «Синей птицы», - уже весьма известная джазовая пианистка и певица. Мощный вокал, великолепное чувство ритма, джазовая интуиция - все грани своего дарования девушка продемонстрировала на сцене «Зарядья».

Бессмертный «Караван» Дюка Эллингтона стал великолепной финальной точкой концерта. В исполнении одного из самых узнаваемых джазовых произведений приняли участие все музыканты. «Караван» с участием домры Екатерины Мочаловой и балалайки Анастасии Тюриной - это незабываемое музыкальное впечатление. Поверх всего царил необыкновенный голос Ярославы Симоновой, украшенный фортепьянными пассажами Дениса Мацуева под мерный ритм, задаваемый Андреем Ивановым и Александром Зингером.

...Тем вечером показалось, что Москва потихоньку возвращается к нормальной театрально-концертной жизни. Правда, следом коронавирус вновь продемонстрировал свою силу: число зараженных подскочило. Очень не хочется, чтобы двери зрелищных учреждений опять оказались на замке. Наоборот, хочется, чтобы и у нас, в Мурманске, они поскорее начали открываться. Думается, при соблюдении мер предосторожности встречи с искусством можно сделать достаточно безопасными. Очень уж соскучились меломаны и киноманы по музыке и фильмам не в онлайне, а вживую. Ну а еще, ведь прав Денис Мацуев - терапевтического эффекта хорошей музыки никто не отменял!