Северяне, не поехавшие этим летом в теплые края, могут не отчаиваться и не завидовать землякам, которые сейчас загорают и купаются. Посудите сами: на улице прекрасная погода, температура бьет рекорды, да и море стало гораздо ближе. Причем не одно, а сразу несколько - достаточно посетить экспозицию в Культурно-выставочном центре Русского музея.

Юрий Анкудинов. «Море».

Кто автор копии?

Она так и называется: «Морская стихия. Образ моря в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве». На ней представлены три вида фондовых собраний Мурманского областного художественного музея.

- Во время знакомства с экспозицией можно выделить несколько линий: ретроспективную, от XIX века до наших дней, а можно разделить работы географически, ведь перед нами южные и северные моря и даже вечная мерзлота Арктики, - прокомментировала хранитель музейных предметов Оксана Третьякова. - Первой мы видим масштабную картину «Берег Крыма близ Алупки», написанную Кириаком Кастанди в XIX веке. Это южное спокойное море, запечатленное на рассвете. Художник жил и творил в Одессе. На соседней стене представлено полотно того же периода. Это копия работы Ивана Айвазовского «Морской берег. Прощание». Копия называется «Морской пейзаж», ее автор неизвестен, однако есть версия, что маринист сам создал повторение. Мы видим интересные переходы красок, туманное утро.

Арви Хуттунен. «Большая волна. Каспий».

Из теплых вод гости музея плавно переместятся на Север. Так, следующей встречает картина «Лето на Севере», написанная Леонидом Байковым. И чем дальше идем по залу, тем суровее и холоднее становится. К примеру, Лев Богомолец был очень впечатлен нашим краем, северным морем, его гранитными, отполированными водой скалами. Свои эмоции автор перенес на полотна «Туман в Баренцевом море» и «Берег Баренцева моря».

Алла Давыдова .«Море».

В экспозиции представлены работы как профессионалов, так и любителей. Это даст возможность посетителям сравнить, к примеру, «Море» заслуженного художника России Александра Феофилактова и «Мирные ночи» Василия Соломашникова. Как лучик солнца среди разных взглядов на моря возникает картина «Оранжевые чайки», написанная Раисой Чебатуриной. Птицы будто светятся, особенно ярко это заметно на фоне строгих серых скал.

Оксана Третьякова.

Еще одно интересное и даже загадочное произведение - «Берег» кисти потомственного питерского художника Петра Татарникова. Автор изобразил часть земли вдалеке, очень размыто, основную площадь картины занимает вода.

Пока краски не застыли

Вот так постепенно северяне оказываются во власти ледяной Арктики. Владимир Соколов передал нам свое видение на картине «Пролив Вилькицкого»: ледокол, проторенные им льды и море - суровое, несмотря на то, что художник использовал голубые и зеленые оттенки. Полотно «На острове Шпицберген» Виталия Бубенцова завораживает объемностью и рельефом. Создался такой эффект, поскольку мастер кисти писал картину во время путешествия на борту корабля. Работал на морозе, надо было успеть нанести краски до того, как они застынут, поэтому и появилось такое удивительное ощущение объема.

Евгений Горячев. «Океан».

Чуть в стороне от других экспонатов разместилась картина Юрия Анкудинова. В присущей художнику абстрактной манере он передает собственное восприятие моря. Думается, посетители проведут не одну минуту рядом с этим произведением, вглядываясь в детали.

- Лучше подключить образное мышление, ведь около данного произведения можно провести довольно долгое время, рассуждая, что же перед нами: камни, волны, корабль, солнце, крыло чайки, паруса... Кто-то видит эти элементы одновременно, кто-то - лишь часть, - сказала хранитель. - После Арктики мы снова возвращаемся на южное побережье. Алла Давыдова делится с нами теплом, показывая море, парусники, белые небольшие домики, буйную зелень. Ей вторит один из старейших мурманских художников Арви Хуттунен. Наверняка многих удивит его работа. Арви Иванович известен как человек, много лет посвятивший Арктике, организовавший туда экспедицию, ставший почетным полярником. Но перед нами не северный край, а «Большая волна. Каспий». Волна действительно большая, само полотно размером 180 на 160 сантиметров, и почти всю его высоту занимает волна, только на самом верху появляется гребень. Благодаря такому масштабу мы можем рассмотреть даже пузырьки.

Раиса Чебатурина. «Оранжевые чайки».

В середине зала разместились графические работы. Как выглядит море в черно-белом цветах, а также в произведении декоративно-прикладного искусства, вы сможете узнать на выставке «Морская стихия. Образ моря в живописи, графике и декоративно-прикладном искусстве». Она работает в Культурно-выставочном центре Русского музея до 29 августа.