Абсолютно пустой зал областной филармонии, на сцене актриса и музыкант Екатерина Ефремова с гитарой в окружении колонок и проводов… Зажигается концертный свет, и артистка в течение часа поет и общается с единственным зрителем - камерой, установленной в трех метрах от нее.

В карантинные месяцы артисты и музыканты оказались в авангарде творческого сообщества, переместившегося в интернет-пространство. Пока концертные площадки скучают по живому общению со зрителями, жизнь продолжается в соцсетях.

- Нам пришлось учиться жить в новой реальности, - рассказывает директор Мурманской областной филармонии Виктория Чачина. - Наладив связь со слушателями через официальную группу учреждения в соцсети «ВКонтакте», мы привлекли совершенно новую аудиторию. Число подписчиков в первый месяц карантина выросло более чем на 600 человек, а количество прослушиваний онлайн-программ превысило 80 тысяч.

Когда условия карантина ужесточились, филармония «расчехлила» музыкальный архив. Но первые пять программ музыканты успели записать в конце марта.

Екатерина Охраминская и Евгений Попов - ведущая и оператор проекта «Музыкальный алфавит».

Камерные ансамбли «До-ми-но», «Легкие люди», «Мурманск-классик-квинтет» и солисты выступали, обращаясь к виртуальному зрителю. Екатерина Ефремова записала две сольные программы совершенно одна:

- Оказалось, что работать только для глазка камеры гораздо страшнее, чем выйти на публику! Максимум похожего опыта, которым я располагала до этого, - запись одной песни, работа в студии. А тут - целый концерт! Ведь это совместное действо, в котором участвуют зрители, взаимный обмен энергиями.

Музыканты оказались в ситуации своеобразных ножниц: с одной стороны, ощутили себя очень востребованными аудиторией, с другой - возник вопрос качества онлайн-мероприятий. Концерт в изысканном зале с прекрасной акустикой и светом сложно сравнить с игрой на инструменте в домашней обстановке.

Как показал опыт, главное удается сделать и в таких условиях. Проект «Музыкальный алфавит» инициировала виолончелистка Екатерина Охраминская. Она дебютировала в роли автора и ведущей видеорубрики, рассказывающей об истории создания шедевров музыкального искусства. Кроме того, вместе с Евгением Поповым срежиссировала и записала фильм «Чайковский: душа и музыка».

- Музыканты должны играть для людей, даже если нет возможности давать традиционные концерты, - уверена Екатерина. - В целом к онлайн-действу я отношусь очень осторожно. Считаю, что между зрителем и артистом должна быть дистанция, и в этом плане сцена - та идеальная форма, лучше которой не изобрести.

Работа артистов была бы неполной без участия технической команды. Нестандартные задачи стояли перед художником по свету и звукорежиссерами.

«Легкие люди» в онлайне для девчонок, мальчишек и их родителей.

- Мы испытали определенные трудности, ведь акустика концертного зала ориентирована на живые выступления, - отметил звукорежиссер Александр Чежин. - При записи первых программ стало понятно, что микрофоны ловят отголоски из пустого зала, шум вентиляции и освещения. Теперь учимся учитывать эти нюансы.

Несомненное преимущество коммуникации в социальных сетях - моментальная обратная связь. Виртуальные аплодисменты и букеты артистам превращаются в смайлики, а о том, что слушатели ждут возвращения привычных представлений, можно понять по комментариям под записями. «Согласны даже сидеть на ступеньках!» - гласит один из них.

Сейчас для просмотра в официальной группе филармонии «ВКонтакте» доступны почти три десятка записей. Среди них - концерты оркестра, программы, посвященные творчеству Александра Вертинского и Булата Окуджавы, авторские и камерные проекты, а также представления для детей.

- Это время не прошло для нас впустую, - резюмирует директор филармонии Виктория Чачина. - Мы получили неоценимый опыт работы в онлайн-режиме и понимание, в каком направлении двигаться дальше в применении актуальных сегодня цифровых технологий, когда вернемся к прежней жизни. С учетом постоянно растущего в нашем регионе количества виртуальных залов - а к осени их станет уже шесть - наша аудитория может значительно увеличиться.

Алена Ермоленко