Место встречи неизменно
В 16-й раз в Киркенесе состоялся фестиваль «Баренц спектакль». Он проводится в маленьком приграничном городе с 2003 года и за это время давно стал не только визитной карточкой города, но и главным культурным событием экс-Финнмарка.
Поясню: в Норвегии проводится большая реформа административно-территориального деления страны, направленная на сокращение числа регионов. Перемены коснулись и двух постоянных партнеров Мурманской области - с 1 января две самые северные губернии, Тромс и Финнмарк, были объединены в одну, которая получила довольно простое название - Тромс и Финнмарк. В ее состав входят 40 коммун, а административным центром стал город Тромсё.
В этом году «Баренц спектакль», являющийся своеобразной площадкой для художественных, музыкальных и театральных проектов, проходил под девизом «Русский след», утверждая, что Россия вмешивается в мировые политические и экономические системы. Во многих проблемах Запада тамошние политологи часто видят этот след - мол, Россия вмешалась. Но так ли это?
- На волне такого рода заявлений мы подумали, что взять это в качестве темы для фестиваля будет очень актуально. То есть посмотреть на ситуацию отстраненно. Бросить некий критический взгляд, не принимая ту или иную сторону, но предоставляя возможность высказать разные позиции. С одной стороны, у нас есть некое абстрактное противостояние на тему «Россия - Запад», с другой - конкретные страны Россия и Норвегия - соседи, принадлежащие к разным военным альянсам. А есть и приграничье - это северные части как России, так и Норвегии, которые исторически еще со времен поморской торговли находятся в состоянии сотрудничества и не так резко реагируют на всплески напряженности между Москвой и Осло, - поясняет концепцию этого года арт-директор фестиваля Любовь Кузовникова.


Как открытие накрылось
Открытием нынешнего «Баренц спектакля» должно было стать шоу дронов - коллективный полет над Киркенесом под музыкальное сопровождение международного квартера. Концепция, за разработку которой отвечали ученые из Военно-воздушной инженерной академии имени Николая Жуковского, была представлена в Москве во время прошлогодней международной выставки. Речь идет о беспилотных летательных аппаратах, способных согласованно действовать роями до ста единиц.
За показ шоу в Киркенесе отвечала российская компания «DroneSwarm.ru». «Сотни квадрокоптеров синхронно рисуют и пишут светом в вечернем небе», - так звучало обещание. Но с самого начало что-то пошло не так… На открытие фестиваля, как и положено, собралось большое количество зрителей. Увы, небесная канцелярия спутала планы: из-за сильного ветра полет стаи дронов пришлось отложить до следующего вечера. Однако и тогда воздушное представление не состоялось. Рой дронов взлетел, но потерял координацию и даже часть квадрокоптеров. Один из которых упал прямо на проезжавшую машину. (Интересно, к какому виду автостраховки относится такое ДТП?) Так и остались зрители впервые за 16 лет существования фестиваля без шоу-открытия.

Вперед, в прошлое...
Специально для фестиваля в Киркенесе открылось заведение «Борис Глеб 2.0» - место встреч и дружеского общения представителей разных стран. В нем была воссоздана атмосфера бара, который существовал в 1965 году на советско-норвежской границе после строительства каскада ГЭС на реке Паз. Тогда на территорию поселка Борисоглебского, расположенного в нескольких километрах от норвежского городка, жителям Скандинавии разрешили безвизовый въезд, для туристов построили бар. Однако питейное заведение на границе Советского Союза и страны НАТО просуществовало всего 59 дней, после чего по инициативе Северного королевства было закрыто. Такой был любопытный момент в самый разгар холодной войны.
И вот спустя 55 лет в подобном баре вновь можно купить пиво за потрепанные советские рубли. Правда, пятерки и трешки сначала надо обменять в местном «обменнике». Но курс щадящий, а цена алкоголя, по сравнению с той, что в других заведениях, более чем выгодная.
Каждый вечер в «Борис Глеб 2.0» звучала русская и норвежская речь - не только у барной стойки, но и со сцены. Например, Мурманск представлял дуэт «Шиш Da Малина» - гремучий коктейль «а-ля кабаре», где сочетается музыка, театральность и атмосфера живого непосредственного общения. Екатерина Ефремова - вокал, баян, и Тимур Мизинов на барабанах, уверен, поразили зрителей. Правда, не так как Харальд из «Gruppa Krovi», старательно выводивший про то, что «Мама - анархия, а папа - стакан портвейна». Да-да, знаменитые хиты Виктора Цоя в исполнении норвежского коллектива «Gruppa Krovi», который прошлым летом на праздновании дня рождения лидера «Кино» собрал полный зал мурманских фанатов.
- Изначально местная публика воспринимала нашу группу как что-то странное. Сейчас это уже прошло. Но, конечно, это не сравнимо с тем, как нас принимают в России. Когда мы поем, например, «Видели ночь» в Мурманске или Никеле, то подпевает весь зал. Это непередаваемо! - делится впечатлениями лидер коллектива Харальд Соренсен.

«Цой жив!» Норвежцы тоже верят в это.
Окунуться в атмосферу
И в этот раз, кстати, подпевал чуть ли не весь зал, ведь на фестиваль приехало довольно много русскоязычных гостей. В том числе волонтеров, которые год за годом стремятся окунуться в фестивальную атмосферу. Как, например, мурманчанин Роман Гладышев.
- Я первый раз сюда приехал в 2011 году. Причем как активист экологической организации. Потом в 2018-м - уже в качестве артиста: мой коллектив «Бабушкины сны» выступал в рамках фестиваля в бассейне. Это, конечно, отдельные эмоции... А в этом году заполнил на сайте форму для волонтеров, после звонка прошел собеседование на английском языке. И когда они узнали, что уже третий год тружусь продюсером на фестивале «Птица Баренц», то вопросов ко мне практически не осталось, - рассказал Роман.

Льва ФЕДОСЕЕВА.
Мужской хор «Александр Невский» из Санкт-Петербурга с церковными и светскими песнопениями. Возможность нанести оригинальный принт на футболку и экосумку с помощью печатного станка, за которым восседал мурманский предприниматель и создатель бренда «Polar» Евгений Евдокимов. Настоящая свадьба, которую проводил мэр Киркенеса, вплетенная в показ весьма странного спектакля «Трудный поход». И, конечно, что подоступнее - для тех, кто с трудом воспринимает современное искусство: выставки, концерты, дискуссии, презентации книг... Все это - «Баренц спектакль» - не всегда понятный, но раз за разом манящий к себе.