Любовь к родной земле

Недавно вышла в свет книга Нины Афанасьевой о ее родной деревне Варзино. Издание солидное - увесистый том, насыщенный фотографиями - цветными и черно-белыми, современными и дошедшими до нас из далекого времени. На снимках тундра во всей ее суровой красе, виды деревни и люди, ее населявшие. В книге рассказ об этих людях, их семьях, их судьбах, о судьбе деревни, что с давних времен существовала на берегу Баренцева моря. Первое упоминание о ней можно найти в писцовых книгах XV-XVI веков. Называлась она тогда Норецкой или Норенской, это был древнейший летний погост семиостровских саамов.

Деревня Варзино располагалась на правом берегу реки Варзины (отсюда и позднейшее название поселения), у самого устья. Здесь жили семиостровские саамы с конца мая до середины августа. Саамы издавна вели полукочевой образ жизни, перебираясь от одного места выпаса оленей к другому, от зимнего к летнему. В Варзине они занимались и морским промыслом - охотились на китов, тюленей и нерпу, ловили в море треску, в реках - семгу. На ягельных местах паслись олени, а ветер с моря отгонял от оленей мошку, давал спокойно пастись. С наступлением же зимы люди перебирались на «зимние квартиры». Погост Семиостровье был расположен посреди открытой тундры. Там кроме оленеводства занимались озерным промыслом, некоторые получали временный заработок на Мурманской железной дороге.

Так продолжалось до 1937 года, когда Семиостровье как неперспективное село было ликвидировано, а все его население стало постоянно проживать в Варзине. В нем в 1939-м и родилась автор книги Нина Елисеевна, в девичестве Павлова, ныне Афанасьева.

Варзино - ее малая родина, о которой она рассказывает на страницах своей книги с нежностью и любовью. А также с болью. От того, что родные места, куда вот уже десять лет наведывается группа энтузиастов, бывших жителей Варзина, представляют, по сути, чистое поле. О том, что здесь жили когда-то люди, рассказывают железная спинка кровати, наполовину вросшая в землю, полузасыпанный котел, без устали трудившийся когда-то на очаге... По известным только им приметам старожилы находят фундаменты своих домов, кому повезет - еще и полусгнившее крылечко. Сохранились только колодец, деревянный туалет и кладбище.

В 1969 году деревню Варзино также признали неперспективной. Колхоз «Большевик», действовавший на этой территории, ликвидировали, его имущество передали ловозерскому колхозу «Тундра». В Ловозеро переселили и жителей.

Но внуки и правнуки, которых неугомонные бабушки берут с собой в экспедиции по родным местам, очаровываются здешним духом, здешней природой, жадно впитывают воздух своей прародины, сожалеют, что не на каникулы к бабушке сюда приехали. Однако впечатления от этих поездок остаются глубокие.

«Это было самое красивое место, которое я когда-либо видела. Синие воды бухты полукругом врезались в белый песок, переходящий в зеленую линию травы. Берег густо зарос можжевельником, только четко вырисовывались оленьи тропы», - так отозвалась о поездке юная Анна Золотухина, и эти слова приведены в книге.

Если умеешь видеть прекрасное

«Место летнего погоста Варзино очень суровое: голая тундра, скалистые сопки почти без растительности, множество камней, постоянно ревущие зимой и летом ветра, часто переходящие в ураганы... ледяной ветер пронизывает до костей, путнику негде укрыться», - пишет в своей книге Нина Афанасьева.

Но в то же время: «Красота края необыкновенная: река, сопки, болота, крик чаек, лиса, гуляющая около нас, медведь, приходящий к нам на территорию лагеря... Удивительно чистый целительный воздух с запахом моря опьяняет нас».

А дальше она говорит о том, чему учила ее в детстве мудрая бабушка - Анна Ивановна Павлова, которую в свое время учила ее бабушка.

«У тундры, у реки, у озера, у сопки есть душа. И, если ты не слаб духом и телом, если ты умеешь видеть прекрасное в том, мимо чего проходят другие, ты обязательно увидишь эту душу и сможешь жить в удивительной гармонии с природой. Жить в гармонии с природой - это уважать ее душу, относиться к ней бережно. Ты ведь и сам часть этой природы. Не позволишь себе нарушать вековые традиции - не станешь в вечернее время кричать, шуметь, ведь это больно слышать душе окружающего нас мира. Мать-земля, кормилица наша, река и озеро тоже отдыхают в позднее время. Поэтому нельзя их тревожить во время отдыха. Брать воду нельзя поздно из водоемов, нельзя дрова колоть, а случилось такое, что нужны вода, дрова, то ты должен попросить прощения у природы».

Такое деликатное обращение с окружающим миром издавна прививали старшие подрастающему на этой земле поколению. Эти заветы Нина Елисеевна и ее односельчане передают ныне внукам и правнукам.

О тех, с кем жила бок о бок, о каждой семье деревни Варзино, о каждом роде, а всего их 18, рассказывает она, сопровождая истории большим количеством фотографий, на которых и впечатляющие пейзажи, и люди - оленеводы, колхозные бригады, большие семьи с многочисленными отпрысками. Лица, лица, лица... Когда долго читаешь эту книгу, рассматриваешь фотографии, то кажется, что это уже и твои хорошие знакомые, уже и для тебя родные лица. С такой любовью и теплотой пишет автор о сельчанах.

А судьбы у людей были нелегкие. Ломали их и репрессии, и война, и вынужденное переселение в 69-м в Ловозеро. Трудно сказать, как бы развивались события, останься деревня до сих пор на своем историческом месте, но сейчас там пустошь, и эта пустошь не отпускает старожилов.

«Нас всех манит к себе родная сторонушка, - пишет Нина Афанасьева, - мы ездим домой каждое лето, где ни одного дома не сохранилось. Живем в палатках, мерзнем от холодного дыхания Арктики, мокнем под дождями, готовим пищу под открытым небом, боимся медведей, но все равно - мы счастливы!»

Впервые они собрались и отправились проведать свои родные места в 2001 году. С тех пор ездят туда каждый год, привозят внуков, правнуков, прибираются на могилах старого кладбища. Ведь там лежат их предки, их родители.

Почему ездят? На это, пожалуй, очень точно отвечают стихотворные строчки нашего земляка Владимира Смирнова: «Уезжали, увозили самовар, сундуки с бельем и прочими вещами. Но никак не увезти им сеновал, и родник, и куст, и кладбище с крестами».

«Кто-нибудь еще слушает меня?»

Посещая родные места, старожилы неутомимо ходят по знакомым тропкам окрестностей деревни. Тропки, правда, остались лишь в памяти, но ноги сами ведут туда, где бегали в детстве. Здесь сохранились памятники далекого прошлого - лабиринты, сейды.

С детства они видели спиралевидно выложенные камнями дорожки-лабиринты в Галечной бухте, бегали по ним.

«Между каменными рядами располагаются узкие ходы - дорожки, извилистым путем ведущие к центру или тупику. Кто их строил? Когда с такой тщательностью были выложены их стены? Каким целям они служили?.. Не могут это явление объяснить краеведы, археологи высказывают робкие гипотезы», - рассказывает она на страницах книги о достопримечательностях своей малой родины.

Достопримечательностей там хватает. Те же сейды - культовые сооружения в виде камней, установленных необычным образом. Это мог быть и отдельный камень, которому поклонялись саамы. Такие сейды есть и в районе деревни Варзино. Имеются и еще более древние места жертвоприношений и поклонения богам, но даже нынешние старожилы только слышали о них, а точного местонахождения не знают. Знали прежние жители деревни, но места эти тщательно скрывались.

«Между становищем Дроздовка и деревней Варзино на ровном плато обнаружены одиннадцать оснований жилищ древних людей, - перечисляет достопримечательности Нина Афанасьева. - Эта древняя стоянка была расположена недалеко от Тюленьего залива. Очень хорошо сохранилось круглое основание жилища, в центре которого было место кострища».

История края сохранилась и дошла до современных жителей также и в виде мифов и легенд. Маленькими детьми они слышали эти легенды от старейших людей их деревни. Но много интересного слушала, запоминала, а потом рассказывала ребятишкам старшая сестра Нины Елисеевны Анастасия.

Об Анастасии Елисеевне, по мужу Мозолевской, сказано в этой книге много теплых слов. Не только автором - дано слово и односельчанам, которые делятся воспоминаниями о жизни на берегу Баренцева моря, о людях, среди которых росли. Золотые руки были у много занимавшейся саамским рукоделием Анастасии Елисеевны. А еще - светлая голова. Восстановление утраченных саамских промыслов обернулось для нее настоящей научной работой. Она много сделала для сохранения самобытной саамской культуры.

Некоторые легенды и мифы, услышанные в детстве, Нина Афанасьева приводит в этой книге о родной деревне. Но в прошлом году вышли в свет ею же составленные «Сказы жителей деревни Варзино». Издание получилось очень интересным - и красочным благодаря оформлению самобытной художницы Любови Ватонена, тоже саами, родом из Ловозера.

Интерес Афанасьевой к устному саамскому творчеству неудивителен. Ее отец Елисей Федорович Павлов был замечательным сказителем.

- В полярную ночь ложились спать рано, - вспоминает она, - и отец начинал рассказывать сказки. Он говорил, говорил. Потом спрашивал: «Слушает ли меня кто-нибудь?» «Слушает», - отвечают несколько голосов. И он продолжал рассказывать дальше, время от времени проверяя, не заснули ли. И если отвечал даже один голос, рассказывал еще. Когда же ответом были тишина да сонное посапывание, засыпал и он...

«Варзино... Мы помним тебя, малая родина!» - так называется новая книга Нины Афанасьевой. В самом названии - и любовь к родным местам, и боль от исчезновения деревни.

Издание осуществлено в рамках областной госпрограммы «Государственное управление и гражданское общество» по заказу Мурманского областного центра коренных и малочисленных народов Севера и межнационального сотрудничества.

Нина Елисеевна Афанасьева - педагог, преподавательница кильдинского саамского языка, одна из авторов первого в мире саамско-русского словаря (1985 г.). Автор саамско-русского разговорника (2010 г.). Являлась президентом Ассоциации кольских саамов (до 2010 г.).