После мероприятий в Санкт-Петербурге, посвященных 90-летнему юбилею прозаика и моряка Виктора Конецкого, эстафету принял Мурманск - в областной научной библиотеке прошел вечер его памяти.

Обе писательские организации города, не сговариваясь, прислали представителей разных поколений, что тоже наложило свой отпечаток на разговор в библиотеке, а главное - равнодушных или преждевременно покинувших зал в этот день не оказалось. Будто бы Виктор Викторович Конецкий провел общее писательское собрание в городе, чего давно не бывало, хотя громовые отзвуки политических событий в стране, которые в свое время привели к расколу в местной писательской среде, да и не только местной, уже почти ушли в прошлое. Есть нечто гораздо большее и значимое - общая память о прошлом. Она и задала тон разговору.

В России две столицы: официальная - Москва и культурная - Санкт-Петербург. И именно два писателя, московский и питерский, властители умов интеллигенции послевоенного времени, оставили наиболее яркий след в сознании и настроениях мурманчан. Москвич Юрий Визбор и питерец Виктор Конецкий. В творчестве того и другого тема моря занимает центральное место, а значит, ни тому ни другому никак было не миновать Мурманска, и теперь многие наши соотечественники судят о городе по книгам и кинофильмам, созданным ими. Для Конецкого же Мурманск стал и отправной точкой большинства арктических рейсов, которые определили его место в профессиональной флотской среде и в советской литературной маринистике.

Приветствие участникам разговора из Санкт-Петербурга прислала вдова писателя, генеральный директор Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого Татьяна Валентиновна Акулова-Конецкая:

«Жизненный и творческий путь Виктора Конецкого тесно связан с вашим северным городом. Мурманск встретил его - юного лейтенанта, прибывшего на Северный флот в августе 1952 года, а впервые будущий писатель увидел город еще раньше - в годы учебы в 1-м Балтийском высшем военно-морском училище во время практики.

И письма Виктора Викторовича к матери и брату с Северного флота сохранили имена дорогих ему мест - Дровяного и Росты, Абрам-мыса и Трех Ручьев, Североморска и Полярного.

Виктор Викторович три года служил на Севере, но полюбил его на всю жизнь и не раз возвращался в Мурманск, уже работая на торговом флоте. Для него Русский Север - это не только красота Кольской земли, место желанной работы, а прежде всего люди, с которыми его сводила судьба.

Уже нет многих из тех, с кем ходил в море Конецкий, тех, кто хорошо знал его по морской работе (капитаны М. Г. Каск, Б. Н. Хлебников, Б. М. Соколов). Нет и тех, кто создал и долгие годы поддерживал Мурманскую писательскую организацию и странствовал по морям-океанам - его товарищей по литературе - Виталия Маслова, Бориса Романова. Но остались их дела и поступки, и книги, которые читают...»

Тем же утром Татьяна Валентиновна прислала нам по Интернету фильм «Наш Виктор Конецкий», созданный на основе архивных записей и съемок. В нем писатель сам выразил свою любовь и признательность Северу и северянам. А потом некоторые из пришедших на встречу вспоминали о своем Конецком.

Старейшина мурманского литературного цеха Борис Блинов, неизменно принимавший у себя дома приезжавшего в город писателя, рассказывал об их долгих часах разговоров о том, что остро волновало обоих в своем времени. Писатель Дмитрий Коржов, недавно издавший литературно-публицистическое исследование о творчестве одного из самых ярких мурманских писателей Виталия Маслова, поведал, как Конецкий и словом и делом поддерживал начинающего литератора, когда первой его книге не давали ходу, а потом он же дал ему рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. И на протяжении всех лет их знакомства настаивал, даже требовал от Маслова, чтобы тот написал роман о моряках ледокольного флота, которому Виталий Семенович отдал не одно десятилетие своей жизни, работая на первом атомном ледоколе «Ленин».

С особым интересом слушали собравшиеся рассказ мурманского писателя, историка и архивиста Дмитрия Ермолаева, недавно издавшего книгу «Мурманское кино». В ней в том числе подробности съемки фильмов по сценариям и при участии Конецкого. Благодаря ему выдающийся отечественный режиссер Георгий Данелия поставил культовый для мурманчан фильм «Путь к причалу», ставший своеобразной визитной карточкой города. Рассказ сопровождали кадры из фильма, запечатлевшие Мурманск конца 50-х годов. Оказалось, не все тут просто. В разгар съемок погода в городе резко поменялась, на смену солнечным часам пришли хмурые тучи и дожди. Потому Данелия принял решение доснимать кадры о Мурманске-порте в… Новороссийске. Простим киношникам подобные метаморфозы, гораздо важнее другое: мысли, чувства и поступки моряков в фильме, выраженные Конецким в сценарии, истинные, правдивые, они до сих пор не утратили своей актуальности и житейской человеческой ценности для новых поколений читателей и зрителей.

А еще Ермолаев раскрыл тайну, сопровождавшую создание другого, не утратившего своей популярности фильма «Полосатый рейс». Оказывается, сюжет приключений моряков и тигров на судне, бороздившем теплые и ласковые воды Черного моря, Конецкому подсказала Арктика. В одном из рейсов на трассе Севморпути моряки взяли на борт двух молодых белых медведей, вероятно, потерявших мать. Такое, кстати, в Арктике случалось не раз. Отношения между дикими животными и моряками в том рейсе складывались непросто, если не сказать, драматически. Хотя и смешного тоже хватало. Конецкий творчески переосмыслил ситуацию: в его сценарии белых медведей заменили дрессированные тигры, а вместо Белого моря в кинокомедии фигурирует Черное.