Ставрополье славно хлебными полями, Байкал - рыбой и чистой водой, а Хибины - камнями. Их и "возделываем". Изучаем, пилим, шлифуем или крошим в пыль - и все для того, чтобы открыть и запечатлеть его, камня, красоту. А он в ответ... становится теплым. Об этом мы разговариваем с геологом Андреем Антонюком, который четыре года назад переквалифицировался в преподавателя кружка художественной обработки камня Апатитской станции юных техников.

...Все двери станции закрыты, открыта только одна, из-за которой раздается "истошный" металлический звук. Я понимаю, что за этой дверью и расположился единственный в области кружок по обработке камня, как было указано в объявлении.

Сентябрь едва начался, большая часть различных детских объединений еще только раздумывает, когда провести первый после каникул сбор, а здесь работа кипит. За станком - алмазной пилой стоит девчонка-подросток и с помощью бешено вращающегося диска распиливает солидных размеров камень.

- Таня Мишина, - представляет ее руководитель кружка, уже названный мною Андрей Евгеньевич. - Она коли уж за что берется, так не отступит. Такой как раз сподручно с камнем работать. Его ведь не согнешь, только сломать можно, вот и люди с ним такие работают.

Да, камень признает лишь упорных, ведь на одно изделие уходит как минимум три-четыре недели. А если что-то, бывает, не заладится, то и на какую-то деталь можно не один десяток занятий потратить. В общем, занимаются в кружке в основном... девочки. Они более настырные и трудолюбивые, надо полагать.

Работа и впрямь трудная: камень нужно найти, затем распластать на алмазной пиле (новичкам допуска к ней нет, для них заготовки делает преподаватель), затем обработать на шлифовальных кругах. Шлифовать и обтачивать нужно с ювелирной точностью, иначе все изделие можно смело выбраковывать, затем еще столько же по времени необходимо шлифовать вручную. Результат? Через год ученики делают свои первые горки - композицию из нескольких камней, затем брошки, аппликации, "книжки". Подобные изделия постоянно можно видеть в апатитских сувенирных салонах, ведь это непременные этапы работы для всех мастерских по обработке камня. Делать изделия классом выше кружку СЮТ не позволяет примитивная техника.

Впрочем, и за то нужно сказать огромное спасибо директору станции Борису Белевичу, что отстоял кружок, несмотря на энергоемкость камнеобработки (для работы станков нужно много воды и электроэнергии). И на таком оборудовании ребята делают работы, которые не стыдно выставить на знаменитом "Каменном цветке". Однако главное, что здесь происходит, - у членов кружка появляется интерес к камню, который затем сменяется любовью.

Любовь эта многолика. Она сделала в свое время геолога апатитчанку Людмилу Сазыкину первооткрывателем литописи на Кольском Севере. Технологию рисунка каменной крошкой создала она, а сам термин - ее муж, тоже геолог, Евгений Антонюк. 15 лет работала Людмила Борисовна в этой новой технике практически одна, в начале девяностых появились у нее последователи, и теперь Хибины без литописи просто немыслимы. А на станции юных техников действует опять же единственный в регионе кружок по обучению детей искусству "каменной" живописи, возглавляет который педагог Марина Марочкина. Работы ее учеников, которых она обучает по авторской программе, занимали первые места и на областных выставках, и на международной выставке в Москве. Использование дробленых минералов и горных пород значительно расширяет творческие возможности художника, считает Марина Николаевна.

Эта же любовь к камню вот уже сорок первый год поддерживает Юрия Кирнарского, сотрудника Геологического института Кольского научного центра, который в 1963 году создал в городе геологический кружок. Старейший в Мурманской области, этот кружок действует (сейчас - на базе Дома детского и юношеского творчества) под бессменным руководством Юрия Матвеевича, еще раз повторю, уже сорок первый год подряд. Кирнарский по-прежнему заражает своей любовью к камню школьников. Кстати, Андрей Антонюк тоже когда-то был учеником Юрия Матвеевича.

И ему самому есть чем увлечь своих воспитанников. Больше того, у него имеется "любимая идея". Заключается она в том, что на Кольском полуострове есть месторождения россыпного золота. Сведения об этом черпаются из исторических материалов 16-19-го веков. В 16-м веке одно из месторождений в верховье реки Валлаш (что в бассейне реки Туломы) было обнаружено монахом Печенгского монастыря Амвросием. Антонюк пару лет назад нашел, как он говорит, "формы, наименее непохожие на остатки трех карьеров, которыми в 16-м веке была полностью отработана Амвросиевская россыпь". Каково?

- Пока получено два подтверждения этой умозрительной модели, - говорит Андрей Евгеньевич. - Я занялся этим, поскольку в 80-х годах входил в состав специалистов, приглашенных Центральной Кольской экспедицией из традиционных россыпных районов. Полное подтверждение перспектив - дело будущего, но и сейчас наши Хибины богаты, как ни одно место в мире. Например, больше нигде вы не найдете такой богатой цветовой палитры минералов и горных пород. У нас нет только синего цвета, это вообще чрезвычайно редкий для минерала цвет. Тот, кто хоть раз соприкоснется с этим миром, забудет, что у камня нет души. Когда начинаешь с ним работать, и душа у него появляется, потому что ты часть своей отдал, и теплеет он у тебя в руках.

...Люди приручают камень, а камень выковывает характеры, потому богаты Хибины и "каменными цветками", и интересными, умеющими добиваться поставленной цели людьми.

Ирина ЛЕОНИДОВА