Таким, как в минувшую субботу, наш драматический театр еще не был и вряд ли когда-нибудь мурманская публика вновь увидит его в подобном обличье. Фойе, холл, зрительный зал и сама сцена в тот вечер играли собственную роль - роль заброшенного, старинного театра средневековой Флоренции, театра, под своды которого ночью слетелись призраки и привидения...

Устроители гастролей известного кутюрье Валентина Юдашкина решили поразить Мурманск по-настоящему светским, модным и дорогим раутом, и им это, безусловно, удалось. К моменту появления первых зрителей театр погрузился в таинственный полумрак: погасли все лампы, и лишь огромное количество свечей мерцало повсюду. Запах тающего воска мешался с ароматом темных роз, которые буквально увили пространство. На входе гостей встречал галантный кавалер в камзоле, а в самом театре сомлевшую от необычных впечатлений публику сопровождали прелестные юные дамы в кринолинах, нежно бравшие гостей под локоток и шептавшие:"Пойдемте с нами, мы вас так ждали"... Вкрадчиво играл оркестр, зрители путались в золотых лентах и воздушных шарах, вздрагивали от прикосновений "привидений"... Но главный сюрприз был впереди.

Ровно в полночь начали бить куранты, распахнулись двери зрительного зала... И оказалось, что зала в его привычном виде просто нет! Из него вынесли все кресла, расположив их на сцене, рядом с подиумом. Сцена с освобожденными кулисами стала огромной, и зрители, ступая на нее под яркий свет софитов, невольно начинали чувствовать себя актерами, участниками феерического представления, которым всегда и являются показы модельеров такого уровня, как Юдашкин.

Свои коллекции мировая знаменитость привозит к нам не впервые, нынешние гастроли стали третьими по счету. Буквально за неделю до визита в Заполярье Дом моды Юдашкина участвовал в миланском показе. И лишь после Мурманска эту коллекцию увидят в столице, откуда она отправится в Таиланд. Этот факт говорит об отношении звезды к подобным выступлениям: Мурманск не стал просто очередным пунктом заштатного "чеса", как это водится у какой-нибудь "Фабрики звезд". Хотя, конечно, сравнивать настоящих звезд с "полуфабрикатами" просто бессмысленно.

Сам кутюрье давно уже не орудует иголкой с ниткой. Он творит - создает эскиз, по которому затем работают портные, и "принимает" готовые платья.

- Всегда есть что-то, что вдохновляет на создание новой вещи - музыка, живопись, какое-то яркое впечатление, - отметил Валентин Юдашкин. - В отношении коллекции, которую увидели мурманчане, таким толчком стала европейская живопись 20-х годов прошлого века. Путешествия по Европе, архитектурные шедевры, атмосфера тех лет - все эти ощущения и воплотились в вещи.

Описывать эти наряды - занятие неблагодарное, тут как никогда справедлив принцип "лучше один раз увидеть". Но женщину, которая не мечтала бы завернуть себя во все эти меха и блески, в шифоновые волны и сверкающую чешую пайеток, найти практически невозможно. Потому неудивительно, что предложения приобрести то или иное платье прозвучали и в Мурманске. За ценой, видимо, решили не стоять - а ведь стоимость авторских экземпляров измеряется десятками тысяч долларов! Кстати, ряд эксклюзивных работ модельера выкуплен известными мировыми музеями - они хранятся в Лувре, калифорнийском музее моды, Государственном историческом музее.

- Частные предложения о продаже в силу ряда причин пришлось пока отклонить, - сообщил кутюрье. - Однако в ближайшее время возможность приобрести вещи нашего Дома моды у мурманчан, видимо, появится - мы планируем открыть здесь наш бутик. Переговоры об этом шли довольно долго, и вот сейчас все решилось. Цены? Ну, цены там будут, скажем так, московские. В них, кстати, нет ничего страшного - джинсы, например, стоят около 70 долларов...

Нынче Дом моды Юдашкина совмещает в себе множество направлений - линия готового платья и вещей "от кутюр", джинс, спортивное белье, стекло, фарфор. Вскоре планируется запустить линию предметов интерьера. В России бутики модельера есть пока только в Нижнем Новгороде, а за рубежом их гораздо больше. Таланты для своей корпорации мастер отбирает по всему миру, благо что он активно занимается преподавательской деятельностью, ведет курсы и в России, и в Англии, и в Токио.

- Мода, как и любое творчество, нуждается в новых именах, свежих идеях, - сказал Юдашкин. - Ведь наш мир меняется стремительно, одно лишь 11 сентября практически перевернуло его. Применительно к моде могу сказать, что люди стали меньше покупать и ценить вещи "от кутюр". С развитием технологий и материалов готовое платье приобрело такое качество, что стало уже почти ни в чем не уступать образцам высокой моды. Весь мировой модный эксклюзив создается сейчас для двух групп покупателей - арабского мира и голливудских кинозвезд. А последние после нью-йоркского теракта стали бояться летать по миру. Поэтому в последние годы мировые показы все чаще проходят в Нью-Йорке. Вообще с появлением интернета место показа почти перестало играть роль: дефиле в режиме он-лайн транслируется куда угодно, покупатели сразу делают заказы. Теперь главно не где будет показ, а как донести его до того, кто хочет его увидеть.

Париж, по словам Юдашкина, в последние годы подрастерял свой статус столицы моды:

- Парижский синдикат стал менее демократичным, напринимал в свои ряды неинтересных дизайнеров... Когда я начинал там десять лет назад, мною интересовались во многом с политической точки зрения. Теперь, когда у меня мировое имя, я на многие вещи смотрю по-другому. Вообще, Запад любит россиян бедными и несчастными, это же всем известно. Чем мы становимся сильней, тем меньше мы там нужны. Это не только моды касается - посмотрите, что творят в отношении наших соотечественников на мировых спортивных соревнованиях.

Российским моделям пока везет больше, чем российским спортсменам - в том смысле, что на Западе их любят. Удачно складывается и карьера нашей землячки, мурманчанки Натальи Лобановой. Ее портреты украшают модные журналы, а сама она украсила собой шоу в Мурманске. Планировалось, что на специальном кастинге отберут еще нескольких северянок для участия в дефиле. Но, видимо, девушки не уложились в заветные 90-60-90, поскольку, как было заявлено организаторами, "не вошли в размерный ряд". Впрочем, они-таки прошлись по подиуму во второй день гастролей, представив публике коллекции некоторых мурманских магазинов.

Что же касается первого дня, то "флорентийский театр", так любовно воссозданный устроителями, закончился несколько по-русски. В том смысле, что аристократические спиртные напитки некоторая часть публики (надо думать, та, что поглазеть на "от кутюр" явилась в тертых джинсах и кроссовках, пусть и недешевых) потребляла с демократическим размахом, вследствие чего оказались изрядно пощипанными благородные розы, полопанными - воздушные шары и разбросанными повсюду потухшие свечи. Впрочем, привычка к светским раутам ведь на пустом месте не возьмется - надо приучаться постепенно.

Сам же маэстро организацией гастролей остался доволен. Особенно его впечатлили северянки - таких красивых женщин, отметил он со сцены, обращаясь к зрителям, редко где найдешь. И призвал мужчин всячески холить и лелеять эту красотищу.

- Семь лет назад, когда я в последний раз был в Мурманске, зрители были немножко другими, - сказал Валентин Юдашкин. - Сейчас публика омолодилась, и даже не столько в смысле возраста, сколько в своем отношении к жизни, к себе. Люди стали больше времени уделять себе, раскрепостились, стали более современными. Мы меняемся к лучшему - и это прекрасно.

Юлия МАКШЕЕВА