Нынче осень недолго радовала нас яркими красками - слишком быстро холодный ветер сорвал с деревьев пестрые листья. Ускользнувшую красоту можно сохранить в своей памяти, можно запечатлеть на фото, а можно с ее помощью создать рукотворное чудо. Так обычно поступают художники - не простые, а те, кто наиболее близок к природе. Речь о флористах.

Не так давно мурманский клуб флористов "Природа и фантазия" открыл очередную выставку в областном краеведческом музее. Сложно подсчитать, какой по счету она стала для наших мастеров. Впервые они презентовали публике свои работы в тех же стенах аж в 1977 году. С тех пор с творчеством северян смогли познакомиться не только земляки - их произведения побывали на выставках в Архангельске, Ростове, Москве, Минске, Витебске, а также за рубежом, в странах Скандинавии.

Но, конечно, главной для художников по-прежнему является оценка северян. Побывав на выставке, я полистала альбом с отзывами зрителей. Те не скупятся на восторги:"Спасибо за доставленную радость! После знакомства с вашими работами жизнь кажется краше и чище, хочется делать что-то хорошее". И подпись - любитель красивого. Кое-кто удивляется:"Просто чудо, как из такого пустяшного материала ваши руки сотворили такую прелесть".

Материал и впрямь "пустяшный". Во всяком случае, большинство из нас никакой особой красоты в увядшем цветке, упавшем с дерева листе и уж тем более в банановой шкурче и чесночной шелухе не заметит. Эти материалы, а также береста, соломка, лыко, тополиный пух, мох, морские водоросли и многое другое становятся кистями и красками для флористов. Из них им удается создавать по-акварельному чистые и насыщенные цветом вещи: таковы пейзажи З. Отчик, С. Травиной, букеты Л. Евграфовой, городские зарисовки З. Дмитриенко. Нежны, как старинные японские гравюры, работы А. Черняевой - автор использовала смешанную технику, акварель и соломку.

Серого волка из русской сказки увидела в изогнутой коряге М. Кованная - "В гости к кумушке" с авоськой яиц отправился этот франт. Ее же мышки устроили чаепитие под изящным зонтиком. Это уже не столько флористика, сколько декоративные композиции из природных материалов.

Не знаю, является ли ноу-хау придумка Т. Трыханкиной, но мне, к примеру, еще не доводилось видеть, чтобы флористы в своих работах использовали... рыбу вяленую. Не на стол закуской пошли эти рыбешки, а украсили собой "Морское дно" с ракушками и морскими звездами.

Человек творческий подсмотрит в этих работах множество творческих секретов, наберется опыта. Да и любой после знакомства с этим своеобразным увлечением будет относиться к природе бережнее.

Юлия МАКШЕЕВА