Перед открытием выставки мастерская Виталия Бубенцова опустела: картины, которые раньше плотно увешивали все стены, сняты с привычных мест, составлены шалашиком. Но никаких грустных чувств это временное запустение не рождает - ведь работы отправляются в областной художественный музей. Там открылась персональная экспозиция, вобравшая все лучшее, наиболее интересное и яркое, что было создано автором за долгую творческую жизнь.

- Чудом сохранился у меня этюд, сделанный во времена ученичества, в 1958 году, - говорит мастер. - Ну а вообще ранних произведений будет на выставке не так много. Мне в большей степени хочется продемонстрировать зрителям работы последних лет. Среди них много как северных, посвященных родному краю, так и тех, что я привез из своих многочисленных путешествий.

Поездить по свету Бубенцову действительно довелось - один трехмесячный поход на знаменитом барке "Седове" дорогого стоит. Побывал он тогда в Польше, Голландии, Германии, Франции. В Голландию, впрочем, наведывался неоднократно: поклонники его творчества ценят изящные зарисовки старинных европейских городков, маленьких улочек, романтичных домов со шпилями. Бывал автор и в Крыму, и в Туркмении, и, само собой, по средней России поездил немало.

Но главной его любовью, пожалуй, остается все же русский Север, родной Кольский край. Мурманск, где родился, покидал надолго, наверное, лишь на годы учебы да службы в армии. За плечами художника питерские художественное училище имени Серова и художественный институт имени Репина - классическое образование. Придерживаясь этих классических художественных традиций, Виталий Бубенцов остается приверженцем реалистичной манеры письма. Мастер реализует себя в самых разных жанрах - портреты, пейзажи, городские зарисовки, тематические картины. И Север проходит красной нитью всюду: будь то портреты наших выдающихся земляков, или разные лики заполярной природы, или работы, посвященные старинным поморским селам.

Поражает способность человека творческого видеть новое, самобытное там, где другие не заметят ничего. Нынешней зимой, к примеру, Бубенцова пригласили пару месяцев поработать в Норвегии, в Вадсе.

- Отправлялся туда с некоторым сомнением - крохотный городишко на берегу фьорда, полярная ночь только что закончилась, темнота... Что там делать? - вспоминает автор. - Дом стоял у самого моря, вокруг только волны, сопки и бескрайний снег. И оказалось, что снег этот может быть настолько разным! Каждый день прибывало солнце, становилось больше света - и каждый день по-новому сияли под этим солнцем снега, по-иному отражалось в морской воде северное небо...

- Наверное, только вдали от города, на природе, можно получить впечатления такой силы? - спрашиваю.

Мастер возражает:

- Я и город люблю писать. Особенно те дома, что у нас на горе, в Восточном микрорайоне: как они сияют огнями в ночи, зимой - потрясающее зрелище. - И с улыбкой добавляет: - Те, кто живет там, чаще смотрят под ноги - карабкаться по этим склонам не сахар. Но художник всегда стремится подняться над окружающим миром, увидеть его с высоты.

Искусствоведы отмечают, что у Бубенцова действительно есть излюбленный прием - высокая точка зрения, при которой увиденное открывается как бы с птичьего полета. Наверное, поэтому на полотнах так много воздуха, света, простора - как, например, в "Яблочном Спасе". Эта работа, наряду с произведениями других мурманских художников, представляла наш край на масштабной всероссийской выставке "Имени твоему", что прошла в 2000 году в Москве. "Спас" и "Песни Беломорья" затем были включены в монументальный альбом-каталог, посвященный этой экспозиции.

- А в прошлом году в Вологде был издан вот такой альбом, - Бубенцов демонстрирует мне издание, посвященное художникам Северо-Запада России. - Здесь тоже есть мои работы. Остается только жалеть, что подобного альбома, рассказывающего о наших авторах, нет пока в Мурманске. Надеюсь, положение исправим к будущей весне - в марте Мурманскому отделению Союза художников исполнится 40 лет.

Наше отделение Бубенцов возглавлял в течение десяти лет - с 1983-го по 1992-й. Десятилетие ему досталось непростое, но и тогда работа не останавливалась. Сообщество художников пополнялось молодежью, начинающие авторы имели возможность учиться, общаться с коллегами, ездить по стране.

- Что толку говорить о нынешних трудностях - о них и так все знают, - говорит Бубенцов. - Молодым нынче непросто. Последние три года я преподаю в педагогическом университете на факультете ИЗО и черчения. Приятно видеть талантливых, толковых ребят. Я стараюсь помочь им отыскать то зерно, что есть в каждом из них, помочь найти свой творческий путь. А это нелегко. Молодые художники зачастую, чтобы заработать, прокормить семью, вынуждены не творить, а халтурить...

Подхалтурить, впрочем, предлагают не только молодым. То просят изобразить Ленина с Крупской в Разливе, то напротив собственного джакузи Афродиту изобразить.

- Ты, говорит, мне наметь только, набросай, а раскрасить я и сам смогу, - пожимает плечами художник. - Такой вот "талантливый" у нас народ... Конечно, подобные вещи остаются без моего внимания. Но кто-то ведь воплощает в жизнь все эти мечты, что, конечно, отнюдь не повышает общий уровень нашей культуры.

Да, подменить красивой картинкой, китчевой богиней настоящее искусство легко. Однако творчество, по мнению Бубенцова, это вовсе не всплеск эмоций, как часто считают, а в первую очередь размышление о жизни, работа души.

- Я потому и рад возможности работать с молодежью, со студентами, - отмечает он, - что смогу передать им свои представления об искусстве, научить отличать истинное от ложного, побудить к развитию собственных душ.

В любом случае, свою дорогу в жизни каждый ищет и находит самостоятельно. Но сделать это будет намного легче, если повезет в начале пути встретить настоящего мастера, хорошего учителя - именно таким и является заслуженный художник России Виталий Бубенцов.

Юлия МАКШЕЕВА