"Старшее поколение" - так называется выставка, открывшаяся не так давно в Красной гостиной областного художественного музея. Как нетрудно догадаться из названия, посвящена она творчеству тех заполярных художников, с которых начиналось развитие изобразительного искусства в Заполярье.

Традиции изобразительного искусства в нашем крае не имеют глубоких корней - тех, какими богата средняя полоса России, русский Север - Вологодчина, Псков, Карелия. В тридцатые годы прошлого века, когда началось активное промышленное освоение Заполярья, появились и первые художники. Василий Баранов, например, чьи работы можно увидеть на выставке, прибыл сюда служить на Северном флоте. В годы Великой Отчественной войны флотские мастера занимались маскировкой военных кораблей, но и о творчестве не забывали. В победном 45-м прошла первая выставка наших живописцев.

Валентин Чудзин, Николай Морозов, Валентин Алексеев - на энтузиазме этих людей во многом держалась художественная работа в крае. Эти имена знакомы северянам - ценителям искусства, эти люди сделали немало для развития изобразительного искусства на Севере. С конца пятидесятых годов художественные выставки у нас стали традиционными, а в 1965 году было создано Мурманское отделение Союза художников России.

- За эти годы не раз менялись художественные предпочтения наших авторов, возникала своеобразная мода на виды и жанры искусства, - рассказала консультант областного комитета по культуре Екатерина Иванова. - Например, в семидесятые очень популярной стала акварель. По стране тогда ездили художественные бригады, действовали творческие лаборатории, пропагандирующие это направление. Вырос интерес и к печатной графике - офортам, литографиям, которых нынче почти не встретишь на выставках. Михаил Кирин, Николай Ковалев занимались этим видом искусства. Творчество последнего, на мой взгляд, настоящая энциклопедия развития изобразительного искусства в нашем крае.

Руководитель художественного музея Ольга Евтюкова заметила, что нынешняя выставка станет, возможно, первой в ряду мероприятий, приуроченных к грядущему в марте 40-летию мурмаского отделения Союза художников.

Сами же работы, даже не глядя на имена художников и годы создания полотен, указанных под произведениями, трудно было бы отнести к какому-либо другому периоду советской истории. 60-80-е годы - расцвет советской империи, которую и прославляют так или иначе авторы работ. 1969 год - самое время родиться такому, например, полотну, как "Портальные краны". Примечательно, что рядом с этим механическим гигантом, символизирующим мощь советского созидания, лишь с большим трудом можно заметить крохотную фигурку самого созидателя-рабочего. Зато героиня "Радиограммы" - обладательница никак не фигурки, а мощной стати, сопоставимой разве что с литыми формами мухинской колхозницы...

Порт, полный кораблей, тралы, полные серебристой рыбы, мужественные моряки, рабочие, воины - ностальгический экскурс в прошлое, которое никогда не вернется. Впрочем, что касается искусства, то именно наработанный заполярными мастерами художественный опыт стал благодатной почвой для нынешних творческих экспериментов.

Юлия МАКШЕЕВА