Шаг в XXI век. Наверно, эти слова могут стать определением направления работы Мурманской областной филармонии в последнее время. Целый ряд молодых, но уже известных исполнителей познакомили со своим творчеством мурманских любителей искусства.

Среди них нельзя не отметить греческого пианиста Панайотиса Караниколоса, чей концерт состоялся в конце октября. В свои 22 года этот музыкант успел стать лауреатом нескольких национальных и международных конкурсов, а ныне успешно продолжает свое образование в Лондонской Королевской академии музыки.

Программа его выступления поражала многообразием: здесь были представлены сочинения Брамса, Чайковского, Дебюсси, Листа, Гранадоса. А молодость и обаяние темноволосого пианиста лишь подогревали интерес публики.

Все слушатели отметили хорошую выученность, отменное владение фортепьянной техникой, несомненную музыкальность исполнителя. Правда, мне довелось слышать не только хвалебные отклики. Некоторые наиболее придирчивые критики отметили у лауреата технические погрешности при исполнении известных на весь мир произведений. Кое-кому его игра показалась мелодраматичной, а эмоции - наигранными... Другие, напротив, оказались покоренными бунтарством "Дикой охоты" Ф. Листа и патетикой "Фантазии" И. Брамса.

Несмотря на расхождение во мнениях, большинство слушателей сошлись на том, что Караниколос - музыкант с блестящим будущим. В его игре слышатся и хорошее владение звуком, и техничность, и музыкальность. За свою уже солидную исполнительскую карьеру он накопил обширный репертуар. Теперь ему, пожалуй, следует углублять этот репертуар, искать собственное убедительное прочтение произведений.

А через неделю в зале Мурманской филармонии уже не зарубежные, а отечественные исполнители показывали свое мастерство. Это аспирант Петрозаводской консерватории лауреат международного конкурса Александр Милицкий (флейта), выпускница Саратовской консерватории Елена Сафонова (скрипка) и студентка Санкт-Петербургской консерватории лауреат международных конкурсов Татьяна Ростовцева (фортепиано). Все исполнители еще молоды, но уже добились больших творческих успехов.

Интересно была составлена программа концерта: первое отделение - музыка И. С. Баха, второе - сочинения композиторов XX века Д. Кабалевского и Н. Рота.

Сюита си-минор ярко прозвучала в исполнении камерного оркестра под управлением Андрея Данилова с солирующей флейтой (А. Милицкий). Состоящее из восьми частей это произведение очень разнообразно по эмоциям и техническим задачам. Солист хорошо справился с ним. Особенно зрителям понравился финал сюиты, более известный под названием "Шутка". Он требует от исполнителя отличной техники, и лишь настоящим виртуозам под силу соединить ее с подлинным артистизмом и музыкальностью. Судя по аплодисментам, Милицкому это неплохо удалось. За эмоциональность и яркость образов зрители легко простили ему незначительные темповые расхождения с оркестром.

Концерт для скрипки с оркестром ми-мажор в исполнении оркестра и солистки Е. Сафоновой прозвучал очень музыкально, хотя, быть может, чуть менее разнообразно, чем хотелось бы слушателям. Особенно сложна для исполнения вторая часть произведения, которую отличают медленный темп и свойственное музыке Баха долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии. Чтобы эта музыка не показалось скучной, следует исполнять ее очень проникновенно, с большой внутренней силой, к тому же оттенить ярким контрастом с крайними частями концерта. Не все удалось молодой исполнительнице, но слушатели по достоинству оценили ее артистизм.

Целый шквал аплодисментов и море цветов достались на долю Т. Ростовцевой, исполнившей "Пражский" фортепианный концерт Д. Кабалевского. Блестящая техничность, бравурность и преобладающая солнечность его образов удачно согласуются с индивидуальностью солистки.

Концерт для струнных Нино Рота, более известного в качестве автора музыки к кинофильмам Ф. Феллини и многих других режиссеров, прозвучал в исполнении оркестра словно выдержанный в одной эмоциональной палитре - чуть менее убедительно, чем ожидалось. Однако легкость восприятия этого произведения наравне с выразительностью его исполнения обеспечили сочинению успех публики.

В реакции слушателей на этот концерт также не было полного согласия. Однако, судя по продолжительности аплодисментов, провожавших исполнение каждого номера, большинство испытывало настоящую благодарность.

Наверно, и не следует искать полного единодушия в оценках, особенно при осуществлении новых проектов. Главное, чтобы со сцены филармонии по-прежнему в разнообразном исполнении звучала музыка, наполняя светом сердца слушателей.

Яна ВИКТОРОВА