- Я ничего не выдумываю, просто внимательно смотрю, - объясняет Михаил Славин идею своих так называемых абстрактных фотоснимков. - Вот это, например, - показывает он на цветные яркие зигзаги на темном фоне, - свет автомобильных фар, я только необычную технику съемки здесь применил.

- А вот это что за загадка? - показываю я на фотографию под названием "Живое на неживом".

- Это трещинки на асфальте, - улыбается Михаил. - Трещинки появляются и растут, как живой организм. В результате поедают асфальт.

Такая вот философия. Я смущенно рассматриваю нежно-серое тело асфальта: действительно, самые натуральные трещинки. Похоже, никогда в жизни не смотрела я на потрескавшийся асфальт с таким интересом. И так с каждым снимком. Художник словно говорит: "Да раскрой же глаза пошире, сколько вокруг удивительного! В каждой линии - поэзия и скрытый смысл". Персональная фотовыставка Михаила Славина, которая открылась на днях в городском выставочном зале областного центра, так и называется "Линии жизни".

Этих линий в его работах на выставке - в основном изломанных, извилистых - предостаточно. Это и зигзагообразная водосточная труба, и четко очерченные узловатые ветви старого дерева. На выставке, кстати, представлены (кроме абстракций) и пейзажи, и работы урбанистического плана. Почерк автора узнаваем, взгляд его - внимательный и удивленный. Пейзажи, безусловно, хороши. В них - чистота. Воздух, вода, листва пробуждают тактильные ощущения - прохладу, шероховатости словно чувствуешь на ощупь... Даже кажется, что в тесном, нормально отапливаемом помещении потянуло сыростью от реки.

Еще я назвала бы фотографа певцом окон. Так же восторженно, как взирал художник на речку, травку, листочки, обращает он свой пристальный взгляд на облупленные стены домов. На этих стенах окна - такие разные, такие загадочные. Сам художник уверяет, что снимал лишь солнечные блики на стене дома ("Ангелы") или тень на стене от другого дома ("Два в одном"). Или взять, к примеру, лужи на асфальте - чистые такие лужи после дождя, в которых отражается яркое синее небо, желтая облезлая стена дома и... зарешеченное окно. И так везде - город без окон не существует, а в них - вся наша нынешняя жизнь: старые обветшалые рамы, грязные стекла или элегантная пластиковая рама, чистый холодный блеск стекла. А то еще какой-то оригинал на своем окне цветы нарисовал. Это надо же было найти такое окно! Решетки на окнах - тоже правда нашей жизни.

Выставка получила высокую оценку публики, собравшейся на открытие. Как было замечено, это первая в Мурманске фотовыставка, все работы которой сделаны цифровой камерой.

Впечатления зрителей, их отзывы единодушны: увиденное греет душу, будоражит; очень вдумчивая получилась экспозиция - помогает отрешиться от суеты, увидеть детали, обратить внимание на моменты, которые сами не замечаем, в спешке проходим мимо; снимки запечатлили очень острый взгляд неравнодушного человека; фотографии чудесные, таинственные...

А известный в области человек, создатель и директор мурманского музея Сергея Есенина Валентина Кузнецова, тут же вспомнила высказывание автора "Пугачева", которое могло бы стать эпиграфом выставки: увидеть и удивиться! Один же молодой мурманский фотограф признался: "Я так не могу, это классная работа!"

Молод и сам автор выставки, ему нет еще и тридцати. Родился и жил в Североморске, высшее экономическое образование получил в государственном университете путей сообщения в Санкт-Петербурге, работает по специальности, а душа, видно, просит еще чего-то. И берет Славин в руки фотоаппарат и с его помощью преображает реальность, облагораживает ее, придает ей загадочность и шарм. Ведь все в руках человека, стоит только захотеть.

Галина ДВОРЕЦКАЯ