Михалков, Маковецкий, Сухоруков, Певцов, Дюжев, Серебряков, Литвинова... Только звезды. А играют они в новом фильме Алексея Балабанова "Жмурки" бандитов. Да не просто бандитов, а этаких "бандитов бандитычей". Стрельба направо и налево, фонтаны крови - вроде бы мы уже такое видели, и не раз. Не спешите с выводами, ведь это - комедия. Можно ли снять смешное кино про убийство? Об этом мурманчане узнают совсем скоро, премьерный показ картины пройдет в областном центре 3 июня.

А в начале мая в Москве, в столичном кинозале "35ММ" состоялся закрытый просмотр и пресс-конференция с создателями картины - специально для журналистов, приглашенных из разных городов страны. Газеты и журналы нашего края представлял там корреспондент "Мурманского вестника".

Первый вопрос к Сергею Сельянову, директору кинокомпании "Наше кино", разумеется, был о том, чем обязаны регионы таким к ним вниманием?

- Интерес к регионам у нас колоссальный. Мы любим провинцию. Сейчас рынок туда переместился. Пять лет назад 90 процентов сборов в России давал один кинотеатр - "Пушкинский". Если фильм попадал туда, можно было ничем не заниматься. Сейчас инициатива перешла к регионам - там строят все больше кинотеатров. Поэтому мы хотим, чтобы зритель глубинки смотрел наши фильмы, хотим работать с провинцией, помогать ей. Поэтому сегодняшний пресс-показ не случаен.

Но чтоб собрать несколько десятков журналистов со всей страны - на это ведь деньги нужны, и немалые. Так вот, по словам создателей "Жмурок", затраты на рекламу фильма превысят бюджет самой картины. Фильмов много, а кинотеатров мало. Поэтому, по словам Сельянова, денег в рекламу нужно вкладывать много и сейчас это "много" несколько зашкаливает.

"Жмурки" снимали в Нижнем Новгороде. Оказалось, у Балабанова к этому городу особое отношение - он там учился в институте. Алексей рассказывает о Нижнем с восторгом и тут, видимо, от того, что привык разговаривать исключительно со столичной прессой, замечает:

- Вообще, вы не представляете, что такое русская провинция (замечательный пассаж, если учесть, что в пресс-конференции участвовали несколько десятков журналистов из провинции. - Д. К.). Это удивительные места. Москва и Петербург - это абсолютно не Россия. Россия - это Норильск, Иркутск, какой-нибудь Екатеринбург, Великий Устюг - там по-настоящему интересно снимать кино.

А что же сам продукт - стоит ли он того, чтоб так тратиться? Не знаю, стоит ли, но фильм мне понравился. Сделан он, безусловно, мастерски. Да что говорить - Балабанов, конечно, свое дело знает. Захотел сделать хорошее жанровое кино - сделал. И некоторые внешне жутковатые (ежели их пересказывать) эпизоды вызывают искренний смех. Но все же - не хватит ли о бандитах-то снимать? Сельянов с Балабановым в этом не уверены.

- Это материал, где все на грани, где о жизни и смерти зрителю рассказывают с экрана не в кавычках, а впрямую. Зритель, все мы, в этом нуждаемся, любим это. Балабанов закрыл тему 90-х, смеясь... - считает Сергей Сельянов. - Мне кажется, мы нуждаемся в том, что в этом, совсем недавнем нашем прошлом, разобраться и успокоиться. Время было смутное, неприятное, надо это пережить, избыть - посмеяться и жить дальше.

Да, "на грани". Фильм начинается сценой в морге: всюду - трупы, тут-то и вспыхивает очередная бандитская разборка. Результат? Трупов стало больше. Как рассказал Балабанов, эту сцену снимали в одной из нижегородских бань: "Массовка местная, очень хорошие люди, живые. Просто грим первоклассный".

- А не воспримут ли поведение главных героев: не понравился - убили, как руководство к действию?

- Нет, потому что здесь ведь бандиты - не красивые парни в стильных пиджаках, а придурки какие-то. Дебилы! Что, в Дюжева (Дюжев в "Жмурках" - подлинный "дебил": этакий "шкаф" без признака мысли в глазах, которому легче выстрелить, чем сказать. - Д. К.) в этом фильме можно влюбиться?

А знаком ли главный режиссер "Жмурок" с настоящими, реальными бандитами? Тот поведал с улыбкой:

- Да нет, конечно. Знаю некоторых, но только потому, что в баню хожу и там с ними иногда встречаюсь. Они меня уважают, потому что им нравится фильм "Брат". Руку жмут и т. д. Да, вполне реальные бандиты.

- Не слишком ли много крови? Можно ли веселить этим народ?

- Вы смотрели "Бешеные псы" Тарантино? Смеялись? Нет? А я смеялся. Мне давно-давно рассказывал Александр Кайдановский, как он на Каннском фестивале был в жюри: "Я там видел очень смешное кино. Не помню, как называлось, но там негру мозги вышибли и он ими машину забрызгал. И они там от косточек мозга отмывали салон. Очень хороший фильм..." Так что мы просто разные люди.

Но зачем повторять то, что уже было? На этот вопрос Балабанов откликается устало, чуть раздраженно:

- Все уже написано и снято. Все! Все вторично. И я не придумал нового, но у нас в стране вы такое кино видели? Нет? Ну вот вам и ответ на ваш вопрос... Плевать мне на Америку. Мы про себя снимали, про свою страну. Получил ли я удовольствие от съемок? Ну, удовольствие - это когда на пляже лежишь, загораешь, в море купаешься. А работа - это очень трудно, тяжело. Снимать кино - это тяжелый труд. Попробуйте как-нибудь, а я на вас посмотрю... Задача была - снять смешное кино. Получилось или нет - скажут зрители. Узнаем про это, когда начнется прокат.

А вот актерам, что пришли на встречу, как оказалось, играть в этом кино было в радость - всем. Алексею Панину, сыгравшему главную роль, в первую очередь от того, что компания подобралась хорошая:

- Как может не нравиться, когда с тобой рядом играют такие актеры - настоящие мастера! На каждого можно с открытым ртом смотреть. Хочется, чтобы этот фильм не воспринимался как призыв к действию. Не надо принимать это всерьез, это - комикс. Я снимался в пародии на криминальную тему. Это - игра. Для меня это была полная "дурка", комедия. Мы развлекались с Дюжевым в свое удовольствие.

("Он очень хорошо сыграл - я очень доволен Алексеем", заметил при этом Балабанов. - Д. К.).

- Я понимал, что кино будет очень популярным. После "Звезды" снимался в двадцати картинах, некоторые были в прокате, некоторые показывали по телевизору, кто-то их видел, кто-то нет. А эту картину, уверен, посмотрят все. Я никогда прежде не играл в культовых картинах главную роль.

Солидарен с коллегой и Виктор Сухоруков - он сыграл в фильме продажного милиционера по кличке "Мент":

- Это - мои герои, моя страна, моя жизнь.

- Вы недавно снимались в фильме о войне, прототип главного героя которого подводник Александр Маринеско. Тут вроде тоже война, только другая. Кого интереснее играть - настоящих героев или вот таких бандитов?

- Мне интересно играть все. Главная задача - не разбираться, какая война лучше, а быть востребованным, нужным и трудиться. И там и здесь мне было интересно. Главное - работать. Мнения разные об этом фильме. Мы же все разные, как марки пистолетов, - разнохарактерные, разноимпульсивные люди, каждый по-своему видит мир - и любовь, и бандитизм, и эту картину.

- Что вам не нравится в картине?

- Я скажу вам об этом через десять лет. А сейчас нет - я продаю картину (смех в зале). Считал, что это комедия, а теперь вот посмотрел и понял - нет. И что мне теперь делать? Вы же и спросите: что за проститутка такая Сухоруков - только что говорил одно, сейчас отказывается от своих слов... Но кино-то мне понравилось, заинтересовало, я испугался, оно заставило меня не уйти... От ведь как сказал! (Смех в зале.)

Соглашусь с Сухоруковым - кино и правда хорошее. Будет ли оно культовым? Не знаю. Сомневаюсь. Все-таки есть стойкое ощущение, что зритель наш очень устал от крови на экране. И ждет он не "стрелялок-убивалок" про бандит бандитычей, пусть и сделанных умело и талантливо. А мелодраму - пронзительную и чистую, чтоб и поплакать, и посмеяться можно было. Не про войну, не про бандитские разборки, а про нашу с вами жизнь. Про обычных людей, жизнь которых привычна, обыденна - внешне, но в то же время порой исполнена драматизма не меньшего, чем автоматно-пистолетные споры дебилов в малиновых пиджаках. Только интересно рассказать об этом намного сложнее.

Дмитрий КОРЖОВ