Берете измельченные раковины морских моллюсков, птичьи перья, нить тутового шелкопряда и... можно начинать творить. Фантазия, мастерство и усердие - и "зазеленеет" на полотне березовая роща, перекинется мостик через речку, полетят по небу утки. Чуть отойдешь от картин, где все это изображено, и не догадаешься, что выполнены они не с помощью карандашей, кистей, красок, а совсем в иной, необычной технике. Многие пейзажи, кстати, напоминают места, характерные для средней полосы России. Но нет. Вдохновила мастеров природа другой страны. Выставка произведений прикладного искусства Корейской Народно-Демократической Республики "Тепло Востока" открылась на днях в Мурманском областном краеведческом музее.

Первое, на что обращаешь внимание, - тигры. Много тигров. Изображение этого животного в том или ином виде - характерный сюжет для искусства Кореи. Тигр там считается символом жизненной энергии, могущества, мудрости. Рядом с тиграми изогнулась в танце "Девушка с веером". И человек, и звери вышиты шелковой нитью по шелковому полотну. В Северной Корее традиции этого умения уходят корнями в глубину тысячелетий. Древнее и самобытное мастерство выращивания гусениц шелкопряда и использования их нитей зародилось много веков назад.

Тона на картинах - от бледных серо-коричневых, розовых, сиреневых и белых до ярких красных и желтых. Как уверяют сами корейцы, все нити имеют естественный цвет. В течение десятилетий они не тускнеют, не выцветают.

Древним искусством продолжают активно заниматься и в современной Корее. Там даже есть Институт вышивки, который готовит специалистов высокого класса.

Научиться этой технике непросто. Стежок к стежку покрывают поле картины сплошь, не оставляя пустого пространства. О трудоемкости работы говорит, например, такой факт. Одного из тигров вышивали "в восемь рук", то есть четыре мастера, несколько месяцев подряд.

Не менее удивительна в этом плане копия "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, выполненная из раковин маленьких улиток. Ее также создавали несколько авторов. Использовались около ста тысяч миниатюрных раковин, которые специально термически обрабатывали до желаемого оттенка. Несколько лет назад во Франции на международной выставке прикладного искусства эта работа завоевала золотую медаль за мастерство и была названа жюри "ювелирным изделием".

Как рассказала заместитель директора областного краеведческого музея Софья Заборщикова, с инициативой о проведении выставки выступило посольство КНДР в Москве. Его секретарь Ким Ген Сок благодаря личным связям в России организовал ее поездку в Белгород, Курск и Курскую область и Мурманск. Последний раз подобная выставка в местном музее экспонировалась еще в 80-е годы.

Интерес к ней горожан поэтому вполне объясним. Наплыв экскурсантов заметен в выходные дни. Особенно внимательно приглядываются к работам профессиональные флористы и вышивальщицы, а затем спешат домой, чтобы самим попробовать сделать нечто подобное.

По словам Софьи Аркадьевны, в музее думают о сопутствующем видеофильме и музыкальном оформлении выставки. Это позволило бы создать колорит, помогло погрузиться зрителям в атмосферу Востока. Сделать это заранее не успели, привезли работы буквально за день до открытия. Время поправить дело еще есть. Выставка продлится до конца лета.

Наталья БРАВИНОВА