Снежная баба с хорошо вылепленной грудью (баба так баба!) радостно распростерла свои объятия. Широкая улыбка, задорный сучковатый нос, кокетливое красное ведро на голове. И пусть вокруг заснеженный пейзаж городских улиц, по всему чувствуется - весна уже пришла!

С чего это я о весне на пороге полярной ночи? Заразиться весенним, да просто светлым и радостным, настроением можно, побывав на фотовыставке "Глазами северян", которая открылась на прошлой неделе в областном Дворце культуры. С 1971 года проводит выставку под таким названием действующая при ДК народная фотостудия "Мурманск". Три года, правда, в связи с ремонтом дворца фотографы выставляли свои работы то в краеведческом музее, то в помещении ассоциации творческих союзов. Но наконец стены ДК отремонтировали, и на них тут же разместились фотокартины, фотосюжеты, фотопортреты - словом, все, что было подсмотрено за последнее время глазами северян.

Участников, правда, не так много, как в прежние времена. Однако посмотреть есть что - оценивая находки или неожиданные ракурсы, вглядываясь и догадываясь, что небо, скажем, с роскошными кучевыми облаками "неродное", то есть привнесенное с другого негатива. За последние годы фотодело - его техническая сторона по крайней мере - претерпело значительный прогресс. Технические возможности позволяют теперь многое. Те же кучевые облака - ныне кустарный приемчик. Но вот острый взгляд фотографа, его терпение и в то же время быстрота реакции, вовремя сработавший затвор фотокамеры - по-прежнему в цене.

Нынешняя выставка пестрит новыми именами. Среди участников есть и студенты Мурманского гуманитарного института, которые обучаются фотомастерству у опытного фотохудожника Александра Степаненко.

Много внимания уделяют фотомастера окружающей флоре и фауне. Пристально вглядывается, например, в природу, в отдельных ее представителей Эмма Бабий. Мимо ее "Кулика" и "Бабочек" нельзя пройти равнодушно. Или улитка Вячеслава Смоленского - портрет брюхоногой, которую в жизни едва замечаешь. Вообще на этой выставке флора и фауна присутствуют как отдельными элементами, например, широко разинутые клювики птенцов (фото Б. Скопина) или пятачок свинюшки, протиснувшийся сквозь заграждение (фото И. Ионина), так и роскошными пейзажами, среди которых много восходов - закатов. Сказочно выглядят сельские пейзажи - "Гуси-лебеди" Бориса Скопина (победитель в номинации "Свободная тема") и "Варзуга" Михаила Славина.

А вот на снимке Евгения Величко "Город - жалюзи" уже чисто урбанистический вид: взгляд из окна на городскую улицу сквозь щели жалюзи - так сейчас и живем. Город, но уже с жанровыми сценками представлен в работах Сергея Ещенко "Тихая старость" (победитель в номинации "Город и горожане"), Александра Степаненко "Символы и реальность", Анны Марковой "Сопьешься, пока транспорта дождешься". Анна как раз молодой автор - студентка МГИ. Так заразившая меня весенним настроением снежная баба тоже часть городского пейзажа на снимке Владислава Васильева, который так и называется - "Снежная баба". Остановилась я и около "Разноцветных домиков" Юрия Воронцова. Чем берет снимок? Наивным сочетанием цветов - желтый, красный, синий, в которые окрашены старые мурманские дома? Строгой геометрией улиц, заснеженную белизну которых перечеркивают спешащие на дальнем плане фигурки? Просто ностальгией по уходящему времени? Однозначного ответа не нашла, но зацепило.

И конечно, всегда интересны работы, на которых крупным планом даны люди. От президента страны до известного только автору снимка дяди Вити - такова небольшая портретная галерея этой выставки. "В.В.П." - так называется фото Льва Федосеева, на котором Путин предстает перед нами с таким человеческим, таким домашним лицом. Надо же было уловить такое выражение! В другой работе Федосеева - "Мгновения", напротив, показан момент глубокого переживания, высокого душевного подъема, которое испытывают собравшиеся по какому-то поводу люди - это хорошо читается по их лицам. Женские портреты Елены и Юрия Шейнкиных несут в себе какую-то тайну, загадку женской судьбы, женской души. Хорош и старый музыкант Евгения Величко ("Золотой джаз"). Снимок черно-белый, вызолочен только инструмент - труба. Кстати, эта позолота отвлекает внимание от человека. Когда я увидела снимок просто в черно-белом исполнении (наш фотограф сделал репродукцию для газеты), то сразу обратила внимание на глаза джазмена, на его лицо, другие детали - белые перчатки, например.

В общем, простор для мыслей есть. Интересны и другие работы, о которых не успела рассказать, но которые можно увидеть на выставке.

Галина ДВОРЕЦКАЯ