- Безобразие! Почему вы не работали первого января? - на полном серьезе негодовал читатель, дозвонившись в начале этого года после праздничных дней в городскую библиотеку на улице Беринга.

- Да потому что в этот день надо пить шампанское и заедать его салатом оливье, - попыталась шуткой погасить возмущение директор централизованной библиотечной системы Мурманска Наталья Елисеева.

Отшутиться отшутилась, но звонок запомнила, взяла на заметку. Так же, как и другие пожелания читателей по поводу организации работы. Этим летом своими силами в ЦБС даже социологическое исследование провели, чтобы узнать, чего хотят книгочеи. На вопросы анкеты ответили около тысячи жителей Мурманска.

И вот ответы проанализированы, исследования подытожены. Интерес представляет и получившийся из ответов среднестатический образ читателя. Как выяснилось, не пенсионеры и не молодежь составляют костяк тех, кто пользуется услугами библиотек. Это люди в возрасте от 30 до 55 лет (43 процента). На молодых, от 18 до 30, пришлось 30 процентов, на пожилых, старше 55 лет, - 12. И подавляющее большинство респондентов, почти три четверти, принадлежат к прекрасному полу. Хотя, возможно, это говорит и о том, что женщины охотнее участвуют в разного рода опросах...

Какова роль библиотеки сегодня? Разброс мнений: от просто хранилища книг и журналов до просветительского, справочно-информационного центра, места общения и досуга. Были и такие высказывания: "Это единственное место в современной действительности для духовного разностороннего самообразования", "Единственная возможность для многих категорий граждан получить бесплатно необходимую информацию".

А вот из ответов на вопрос, какой бы посетители хотели видеть библиотеку, выяснилось, что ей недостаточно располагать большим количеством художественной и информационной и учебно-справочной литературы. Читателям грезится заведение, оснащенное компьютерной техникой, удобное для проведения досуга, с большим количеством массовых мероприятий, с организацией читательских объединений для молодежи и так далее вплоть до наличия буфета. Одно из пожеланий - изменить расписание: увеличить рабочее время, уменьшить количество выходных и избавиться от перерыва на обед.

С последнего, наименее затратного, и начали. Недавно на базе филиала № 2, что расположен на улице Нахимова, 17, открылся информационный центр "Роста", который, как и весь филиал, работает с 10 до 20 часов без перерыва на обед и с одним выходным - в понедельник. Получилось, вместо 35 часов в неделю двери распахнуты 60. Разница!

Чтобы перейти на такой режим, понадобилось ввести двухсменную работу, провести определенную реорганизацию, объединив два рядом расположенных филиала. Читателям Росты это очень удобно, библиотека не пустует. В следующем году планируется так же изменить режим работы филиалов на улицах Маклакова и Шабалина.

Что же касается недавно появившихся в нашем календаре новогодних каникул, то над этой проблемой, как сказала Наталья Елисеева, еще подумают. Библиотекари, между прочим, тоже имеют право на отдых - наравне с представителями прочих профессий. И все же думать, полагаю, будут в пользу читателя.

Другой вопрос - техническое оснащение. Теми же компьютерами, открывающими доступ в информационный океан Интернета, без солидных вложений не обзавестись. В администрацию города направлена разработанная сотрудниками ЦБС программа модернизации муниципальных библиотек. Воплощение задуманного не только сделает их более привлекательными для мурманчан, но и сулит солидную экономию средств, которые тратятся, чтобы подписаться на периодику. Ведь у многих изданий существуют и электронные варианты, с которыми можно знакомиться с помощью компьютера.

И еще об одном, судя по ответам на анкету, мечтают читатели: библиотека должна стать общим для детей и взрослых учреждением. С давних времен ведь в этой сфере существует, так сказать, разделение труда. И такого книжкиного дома, где любой, от первоклашки до пенсионера, мог бы выбрать издание по душе, куда можно было бы прийти всей семьей на интересное мероприятие, где мама, скажем, готовясь к экзаменам в читальном зале, могла бы усадить своего ребенка за детскую книжку в зале напротив, - такого у нас пока нет. Но, возможно, когда-нибудь и будет. К мнению читателей, как видим, в мурманских библиотеках прислушиваются чутко.

Галина ДВОРЕЦКАЯ