Ворох рисунков

выставлю в ряд

посреди ненаписанных рифм... -

так пишет о своем творчестве художник Марина Ширяева. Именно эти поэтические строки стали эпиграфом ее персональной выставки, открывшейся в областном центре художественных ремесел. "Ворох рисунков" - графику разных лет - Ширяева показывает впервые.

На вид Марине не дашь больше шестнадцати. Хрупкая девочка с детскими глазами и искренней улыбкой. За охапками цветов на открытии выставки ее почти не было видно. Но большие графические листы - уверенный рисунок, линогравюра, иллюстрации - почти полсотни работ - не оставляли сомнения: перед публикой состоявшийся мастер, в совершенстве владеющий этой неженской в общем-то профессией - художник.

Выпускница мурманской "художки", Ширяева владеет разными техниками: живопись, гобелен, батик, роспись по дереву. Ее работы неоднократно демонстрировались на всероссийских и международных выставках, да и нынешний персональный показ по счету уже третий. И публика - как искусствоведы, так и непрофессионалы - безусловно признала его творческой удачей автора.

Экспозиция объединяет несколько циклов работ. Ряд листов представляет академический рисунок: портрет, архитектурные и пейзажные зарисовки, выполненные в традициях русской реалистической школы. Уверенными движениями карандаша художник создает лаконичный образ уголка Праги, низенького сельского храма, каких много в центральной России, автопортрет...

Прекрасно владея классическим рисунком, художница обращается и к условным, фантазийным образам. Большая часть выставленных Ширяевой листов - метафорические композиции, отражающие не видимый мир, а пространство сознания. Сложные, часто изломанные линии, парадоксальные сочетания предметов... Человек в этой вселенной одинок, окружен противоречиями, а случайный собеседник вряд ли разделит боль и тяжесть живой души. Не навязывая зрителю своих представлений о мире, художник создает "видеоряд", допускающий различные толкования.

Две женщины, увлеченные разговором. На заднем плане рассыпавшийся ворох писем. А может быть, стихов. Бездомная псина у ног. Ритм деревьев, растрепанных ветром ("Прогулка"). А вот одинокая женская фигура, будто приготовившаяся к прыжку. Вечерний город. Свет чужих окон. Случайные прохожие ("Полет в ночи"). Человек под зонтиком, уходящий вдаль. Мир, пронизанный нитями дождя. Пустота вокруг. Одиночество ("Дождливый день").

Спасением от одиночества для персонажей Ширяевой становится природа. Ее гармония и тайна завораживают человека и возвращают в его жизнь утраченную любовь ("В райском саду"). Природа оказывается параллельным миром, к которому надо внимательно приглядеться. Тогда деревья откроют наблюдателю свои секреты и расскажут, что по ночам они превращаются в людей и вглядываются в свое отражение в воде. А на небосклоне можно будет разглядеть загадочную Планету Кыс, на которой живут только кошки и мышки. И Кошка, гуляющая сама по себе, миролюбиво взглянет на зрителя.

Кошки, к слову, являются любимыми персонажами Марины. Они появляются на множестве ее работ - и не только графических. Они же вдохновили художника на цикл иллюстраций к булгаковскому "Мастеру и Маргарите". Кот Бегемот на них - главный герой.

Не обойден вниманием художника и Чеширский кот: вариация на тему Кэрролла сразу привлекает внимание. Над фантастическим шахматным ландшафтом царит широкая кошачья улыбка. А по клетчатой земле невозмутимо движется пара симпатичных ежиков. У них там свои дела!

Вселенная, изображенная Мариной Ширяевой, далека от привычных глазу очертаний. И придя на выставку, вы обнаружите, что мир таит еще много загадок и неожиданностей. Надо только взглянуть на него незамутненным взором. Художник обладает им в полной мере. И готов делиться своими открытиями, даря зрителю частицу себя.

Татьяна БРИЦКАЯ