В конце ушедшего года мурманская детская музыкальная школа № 1 имени А. Н. Волковой отметила круглую дату - шестьдесят лет со дня основания. Задолго до юбилея начались праздничные хлопоты. Юные исполнители и их педагоги с особенным волнением готовились к выступлениям, посвященным торжеству. Во время репетиций актовый зал как никогда был нарасхват. В декабре музыкальные подарки прозвучали в целой серии концертов. А завершающим аккордом праздника стала встреча педагогов и выпускников, во время которой вручались подарки и сувениры, звучали добрые пожелания и теплые воспоминания.

История школы началась в далеком сорок пятом году. В Мурманске, на улице Ленинградской, открылись музыкальные классы - маленький оазис культуры среди разрухи и пепелищ. Правда, условия для занятий были не ахти: зима, отопления нет - две комнаты грела печка, для которой вместе пилили дрова штатные работники, включая и директора Михаила Гринберга. Он же возглавлял тогда и единственное отделение - фортепианное. Занимались у него семнадцать человек.

С тех пор школа пережила несколько переездов. Последняя пристань - четырехэтажка на улице Профсоюзов. Сегодня здесь занимаются музыкой более 450 ребят на фортепианном, струнном, духовом, хоровом и других отделениях. С прошлого года открылся класс сольного пения. А фавориткой среди музыкальных инструментов стала гитара. В этот класс в последние годы самые многочисленные наборы детей.

Популярность гитары иногда шутливо объясняют: дескать, можно ее повсюду с собой носить. А с другой стороны...

- Ребята говорят, что им ноты не нужны. Хотят аккорды учить, песни играть. Но у нас ведь не кружок художественной самодеятельности, - рассказывает заведующая струнным отделением Алла Дементьева. - Хотя наша школа не предполагает подготовку музыкантов-профессионалов, к своему делу наши педагоги относятся очень серьезно, любят свою работу.

В этом году Алла Кадыровна отметит сорок лет педагогической деятельности. Все эти годы отданы первой школе. Она ведет три инструмента: домру, балалайку, гитару. На такую многопрофильность обязывает специальность - дирижер оркестра народных инструментов.

- Считаю, что мне повезло, когда я пришла работать в эту школу, - подытоживает она. - С коллегами мы много ездили с концертами по области, посещали и военные корабли, и заставы. Неоднократно выступали за границей.

Среди бывших учеников Аллы Дементьевой есть уже состоявшиеся педагоги. Например, Елена Гусева, которая стала коллегой своего учителя, Ульяна Шевченко, преподающая в Мурманском музыкальном училище. С профессиональной музыкальной деятельностью связали судьбу Татьяна Черникова, она играет в знаменитом оркестре народных инструментов имени Осипова. Анастасия Кузь - солистка нашей областной филармонии.

Большинство преподавателей первой музыкальной школы - бывшие ее ученики. Одной из первых выпускниц стала Светлана Захарова, впервые создавшая на фортепианном отделении группу профессиональной ориентации, воспитавшая первых в области лауреатов международных конкурсов. Многие тепло вспоминают уроки теории Веры Калининой. А Татьяна Цветкова и сейчас открывает ребятам секреты сольфеджио и музыкальной литературы.

С приходом в школу Валентины Белей расцвел класс духовых инструментов. Маленьких скрипачей растят Галина и Василий Котовы; Алла Рыбина и Валентина Бондаревская - опытнейшие педагоги-пианисты - готовят юных музыкантов к смотрам и конкурсам.

Из младшего поколения выпускников здесь часто вспоминают Владислава Бадьина, талантливого балалаечника. Сейчас он учится в московской "гнесинке". Его учитель - Александр Зименков, много лет проработавший в первой музыкальной школе. Встреча педагога с Владом произошла случайно, на площадке летнего лагеря, где Александр Андреевич подрабатывал вместе с балалайкой. По доброте душевной однажды он дал просто так потренькать на инструменте одному из обитателей лагеря. И неожиданно открыл способного ученика, увидел в нем будущего виртуоза. Сейчас Александр Андреевич продолжает свою педагогическую деятельность, но уже далеко от Мурманска.

- Такие, как Бадьин, - большая редкость, особенно среди балалаечников. Сейчас у нас тоже есть яркие личности. Одна из них - Оля Землянухина, ученица Елены Гусевой, класс домры. По итогам года губернатор Евдокимов вручил ей премию за успехи. А в прошлом году Оля заняла первое место на международном конкурсе в Череповце, - рассказал Николай Смирнов, преподаватель по классу баяна и аккордеона. Десять лет Николай Анатольевич трудится в стенах школы. По его словам, за это время здесь произошло много запоминающегося - например, поездка в конце девяностых в США:

- Мы с пятью учениками гостили в штате Мичиган целую неделю, выступали каждый день. Американцы были очень удивлены: как это возможно, что дети играют на профессиональном уровне? Вообще я с ребятами много где побывал. В частности, на известном конкурсе имени Василия Андреева в Петербурге, участвовали в концерте, посвященном 850-летию Москвы, ездили в Коми на фестиваль "Сияние Севера". Считаю, ребятам надо обязательно бывать на конкурсах, выступать на фестивалях. Там всегда происходит интересное общение между музыкантами.

Сегодня баловать учеников поездками нелегко. Поэтому директор школы Сергей Сорокин лично взял на себя решение этой проблемы. И он находит средства, чтобы отправлять талантливых детей на конкурсы. Более того, благодаря энергии и обаянию Сергея Владимировича у школы появились спонсоры и друзья, а у мурманчан - уникальная возможность встречаться с музыкантами мирового уровня, которых Сорокин приглашает в качестве членов жюри международных конкурсов "Музыкальные надежды" и "Красный сарафан", проходящих в Мурманске раз в два года. Между прочим, этой весной слушателей ожидает сюрприз: приезд самых лучших исполнителей на народных инструментах.

Впрочем, первоклассные музыканты есть и в собственных стенах. Как, например, "Баренц-трио": Елена Гусева (домра), Андрей Афончев (гитара) и Николай Смирнов (баян). Выступают они в родной школе, ездят на гастроли за рубеж. Так, совсем недавно побывали с концертами в Норвегии. В школе работают также хоровые коллективы, ансамбли скрипачей и виолончелистов. Созданы условия для профессионального роста одаренных детей.

Хочется заметить, что вся эта кипучая деятельность и безоглядное служение высокому искусству как-то не вяжутся с тем, что педагогам до сих пор задерживают зарплату. Но это обидное обстоятельство воспринимается ими философски, не мешая творчеству. Рецепт прост: надо работать независимо от того, какие времена на дворе, и всей душой, всеми силами служить музыке.

Ольга ФЕОФАНОВА, Сергей ЕЩЕНКО (фото)