Художник останавливает время. Замирая перед картиной, ты становишься невольным свидетелем жизни, быта, настроения ушедших в небытие. Приглушенные тона акварельных пейзажей, серые деревенские улочки и домишки, выполненные в смешанной технике, неброские портреты мирно соседствуют с ясными и открытыми ликами святых и фотографиями работ, выполненных педагогом дополнительного образования Детского экологического центра Мончегорска Светланой Величко. По профессии она мастер-художник лаковой миниатюры и художник-иконописец иконостасов.

Выставка ее работ, развернутая в центре, называется "Палех рукотворный". Две витрины и 25 картин знакомят зрителей, в основном детей, посещающих кружки и объединения ДЭЦ, с этим удивительным русским искусством. На фотографиях под стеклом - работы мастера, выполненные на стыке веков. Удивительные сюжеты на тарелке ("Ночное", "Сказка о Золотом Петушке"), на шкатулке ("Мадонна с младенцем"), на перстне ("По ягоды"), образы Владимирской, Казанской, Ярославской Божией матери, росписи иконостасов. Чистые, ясные тона, свет, изящность исполнения передают и настроение художника, и ее любовь к родным истокам.

- Пройти мимо невозможно, - признается одна из мам Елена Голубева. - Привела ребенка на занятия, а сама не ушла, пока не ознакомилась со всей выставкой. Такое искусство обогащает. Приятно удивлена, что есть в нашем городе такой умелец.

Работы студенческой поры Светланы - разливы Волги, пейзажи Плеса, укромные местечки и тенистые пруды Палеха - притягивают к себе кажущейся простотой исполнения и щемящим чувством ностальгии по старине. Щербинки крыльца, посеревшая от дождей резьба наличников, заброшенная мельница. Трогательные, отнюдь не парадные портреты земляков.

Дети, занимающиеся в объединениях, тонко чувствуют и талант мастера, и созданную им гармонию. На вопрос "Что тебе больше всего понравилось в экспозиции?" третьеклассник школы № 5 Владик Сандул, выразив мнение большинства мальчиков и девочек группы, ответил:

- "Ветряная мельница", "Дворик", "Портрет" и картина, где дом с резными наличниками.

С этого и для людей старшего поколения, и для наших детей и внуков начинается осмысление своей малой родины.

Выросла Светлана на северной земле, в Мончегорске, после окончания школы искусств поступила в Палехское художественное училище, опыта набиралась в производственных и частных творческих иконостасных мастерских Владимира Влезько и Юрия Федорова (Палех).

Рассказывая о технике палехской живописи, автор выставки уточняет:

- Сейчас уже мастера отходят от традиционного черного фона. Раньше шкатулки и ларчики для росписи изготавливались по особой технологии из картона. В ходе эволюции он стал папье-маше. Сейчас художники работают и по железу, и по фарфору, и по дереву.

Можно сказать, Светлане в ее студенческие годы повезло. Творчество поглощало целиком, а когда узнавала, откуда поступил заказ, шлифовала до мелочей. Работали и на Россию, и на заграницу. С благословения Алексия II вместе с коллегами она реставрировала и расписывала образа, тропари, храмовые фрагменты для Петродворца, изготавливала палехские шкатулки (подарки эти Владимир Путин вручал почти всем зарубежным гостям), много работ (маленьких иконок на золотом фоне) делали в мастерских для города Сарова-9. Один из заказов Величко вспоминает до сих пор:

- Очень интересная работа, редкая - роспись по красному дереву златых врат для алтаря одного из подмосковных храмов. Представляя евангелие от святых апостолов и архангелов, я расписывала символику в виде птиц и животных. Прикосновение к святыне создавало ощущение полета. Все, кто в творчестве соприкоснулся с христианством, вели и особый образ жизни: молились, соблюдали посты, служили молебны. А в мир уходили на другую работу только с благословения батюшки.

Так сложилась судьба, что Светлана вернулась на родину и теперь учит местных детей видеть вокруг прекрасное. В Мончегорске это ее первая выставка. Отзывы теплые, вдохновляющие. Но главной похвалой, конечно, была детская. Ее объединение малышей изобразительной деятельности прикладного творчества "Северное сияние" (несколько групп - от дошколят до шестиклассников), посмотрев картины и лакокрасочные миниатюры, с восторгом сообщили, что узнали наставницу ("Автопортрет"). Правда, поверить в то, что это работы Светланы Александровны, долго не могли. Потом привели родителей и бабушек, с гордостью водили их от картины к картине. И не мудрено. Общей любовью для всех - и педагога, и учеников, и мудрых взрослых оказались... сказки.

Светлана видит божью искру таланта в каждом ребенке, поэтому принимает в объединение всех, а особенно любит фантазеров. Вполне возможно, что на следующей выставке появятся и работы ее воспитанников.

Людмила КАРХУ, Мончегорск