В преддверии Пасхи в областном краеведческом музее открылась выставка «Из глубины веков - до наших дней», на которой представлены иконы из частных коллекций мурманчан. Предшественницей ее была экспозиция произведений современных иконописцев, состоявшаяся год назад. Может, на наших глазах закладывается традиция встречать Воскресение Христово таким богоугодным делом. По крайней мере, на это надеется вдохновитель и организатор обеих выставок Михаил Гусаров.

- Очень благодарен коллекционерам, которые сделали северянам такой подарок, - говорит он. - Экспонаты, предоставленные ими, уникальны. Иконы XVII-XIX веков, складни, напрестольные кресты, походная церковь... Их десятилетиями не видел никто, кроме самих владельцев. Бесценные работы!

Бесценные для человека верующего, а для мошенников они имеют вполне определенную (пусть и баснословную) цену. Поэтому обладатели святынь имен своих не афишируют. Экспозицию дополняют старопечатные и рукописные церковные книги (XVII - начало XX веков) из фондов музея, а также 12 работ кисти самого Михаила Гусарова. Художник пишет иконы последние 10 лет и не скрывает: спрос растет. Заказы поступают и из местных храмов, и из других регионов России. Иные он дарит, а есть и такие, что стали талисманом для иконописца. Первая из них - конечно же, икона архангела Михаила, покровителя художника. Гусаров написал ее в 2003 году, и с тех пор икона стоит в красном углу дома, оберегая владельца от всех напастей. Впрочем, до 5 мая она пробудет в стенах краеведческого музея. Оберег, уверен Гусаров, от того ничуть не ослабнет.

От пожара, головной боли, пьянства или неудачи в бизнесе - от всего может уберечь икона. Любую хворь исцелит. Если, конечно, верить и молиться не самой иконе, а тому, кто на ней изображен. Не любоваться надо иконой, а видеть через нее иной, божественный мир - учат батюшки. И сам иконописец, получив благословение, помолившись, приступает к работе не для того, чтобы выразить свою фантазию, а чтобы дать проявиться образу духовного мира на поверхности доски. Поэтому недопустимы никакие отступления от канонов, ведь абсолютно все в иконописи - от выбора доски до последнего мазка темперы - символ иной реальности.

Мне казалось, что при условии единства техники иконы должны и чувства вызывать тождественные. По крайней мере, если речь идет об одном и том же образе. Побывала на выставке - убедилась в обратном. Надолго застыла у иконы середины XIX века «Господь Вседержитель». Ощущение такое, будто вышла на солнце - столько света, тепла и покоя льется от нее. Прошла дальше - вновь икона «Господь Вседержитель». Те же линии, тот же цвет, но лик Господа показался мне суровым, грозным даже... Наверное, такое глубоко личное восприятие возникает у каждого посетителя выставки.

Хотя, думается, она будет любопытна и тем, кто не ищет в изображениях святых проявления мира иного, а просто интересуется русской культурой. Богоматерь в шитом окладе с жемчугами, домашний иконостас - семь икон в серебряных окладах, резная деревянная скульптура, изображающая бегство в Египет, - все эти экспонаты возрастом в три века равнодушными посетителей оставить не могут.

Жанна СОКОЛОВА.