«Копать тему» на языке историков, археологов и музейщиков означает всесторонне исследовать. Книжные и документальные раскопки, поиск первоисточников, экспедиции, сопоставление фактов - полученный таким образом материал сродни настоящему кладу. А для мальчишек и девчонок, сносивших не одну пару кроссовок в походах по родному краю, перелопативших кучу книг и совершивших свои маленькие открытия, это бесценные уроки на всю жизнь.

«Без Родины нет в человеке главного», - слова нашего земляка писателя Виталия Маслова, пожалуй, лучший ответ на вопрос, зачем школе музей. Оленегорская учительница Светлана Чемоданова и ее коллеги-единомышленники три года назад решились на хлопотный, но чрезвычайно интересный метод изучения истории, в частности, роли Кольского края в истории России. Мурманская земля не бедна музеями, при школах их тоже создано достаточно. Но оленегорский, в средней школе № 4, все же отличается от своих собратьев. «Кольский край в истории России» объемлет множество тем, даже сложно с ходу обозначить приоритеты.

- Понимаете, далеко не каждый ребенок может побывать в областном краеведческом музее, да и маловато одного посещения, чтобы проникнуться самобытностью нашей северной родины, - поясняет Светлана Чемоданова. - Наш музей задуман для того, чтобы постижение истории Кольского Севера было не бумажно-формальным, а живым, проникнутым судьбами людей, нравами и обычаями, свершениями и помыслами тех, кто жил здесь до нас. Мы не ставим цели удивить профессионалов уникальностью экспонатов, наш музей - это своего рода «учебное пособие», которое призвано заинтересовать школьников, раздвинуть рамки учебной программы.

Тут Светлана Сатдаровна явно лукавит. Из скромности. Школьное «музейное пособие» может и раритетами удивить, и скрупулезностью подбора экспонатов, и количеством ученических трудов-исследований. «Копать тему» здесь принято сообща: будь то саамский или поморский уклад жизни, храмы Кольского Севера, памятники природы, города Мурманской области, литераторы Заполярья или история Северного флота.

Особый отдел - «Заполярье в Великой Отечественной войне». Здесь историю можно потрогать руками, увидеть документы-подлинники, а значит, поверить

в правдивость прочитанного в книжках. Музей Северного флота поделился фотокопиями. А вот боевые награды настоящие: орден Боевого Красного Знамени, медаль Георгия Жукова, другие. Сколько подвигов за каждой такой наградой... Принесли в музей эти бесценные свидетельства мужества дедов ученики школы. Другие экспонаты - осколки снарядов, кусок фюзеляжа самолета, пробитая пулей солдатская каска - ребята отыскали в экспедициях на полуострове Рыбачьем, под Титовкой.

Воспитанники музея - члены молодежной патриотической организации «Истоки». «Слово «патриотизм» сейчас затаскано, а вот в подобных походах оно для ребят перестает быть просто штампом», - считает Светлана. Ребята с педагогами побывали на ледоколах «Ленин», «Ямал», «Сибирь». Еще в 1998-м познакомились с капитаном атомного ледокола «Ленин» Борисом Соколовым. И поныне сухопутный Оленегорск ведет летопись Мурманского морского пароходства, школьники успешно участвовали в краеведческой викторине к 100-летию подводного флота.

«Мы не стремимся объять необъятное и создавать музей в полном смысле этого слова, - признается руководитель. - Однако материалы и экспонаты накапливаются, у нас солидные запасники, а помещение невелико. Сами придумали различные конструкции и приспособления - раздвижные стенды, «перевертыши», многослойность в размещении экспозиций. На виду лишь часть музейного «айсберга», но мобильность экспозиций позволяет проводить за учебный год свыше 600 экскурсий для разных возрастов».

Таково уж музейное дело, как говорится, засасывает. Вот не думали, не гадали, а два года назад стали обладателями уникальных материалов. Школа железнодорожной станции Имандра передала настоящий клад. Фотоматериалы, документы, письма, книги - и это все о нем, легендарном земляке Ф. А. Видяеве. Например, подлинная фотография 1925 года: 9-летний Федор Видяев среди однокашников. Будущий командир подводной лодки Щ-422 шесть лет учился в имандровской школе. Не одно поколение ребят с маленькой станции собирали по крупицам сведения о герое, вели переписку с однополчанами, бережно хранили для потомков память.

Планов у музейщиков 4-й школы много, главное - ребята увлечены историей родного края, они победители областных и всероссийских конкурсов. Вот и сейчас несколько юных оленегорцев отправились в Брянск на всероссийскую олимпиаду, чтобы помериться силами в знании истории. Такие уж точно не станут Иванами, родства не помнящими.

Татьяна ПОПОВИЧ.