- Не бойтесь хулиганить! От вас зритель ждет именно этого! - убеждал аудиторию Султан Абдиев, главный режиссер областного драматического театра, председатель жюри фестиваля «Театральные подмостки». В небольшом зале собралось полтора десятка самодеятельных режиссеров - от них-то и ждал поиска, эксперимента и полета фантазии Абдиев.

Полярные Зори уже седьмую весну становятся театральной столицей области. Сюда приезжают коллективы из самых разных городов и поселков области - от Умбы до Африканды. В этот раз на суд жюри предстали 10 творческих групп. Три дня с утра до вечера они сменяли друг друга на гостеприимной сцене городского ДК. После каждого просмотра - открытое обсуждение: коллеги обменивались мнениями, подчас резкими, вызывавшими споры. Ну а уж после собратьев-режиссеров выносило вердикт жюри.

Что оценивалось выше всего? Хороший вкус. Добротная драматургия. Талант исполнителей. Острота мысли режиссера.

Гран-при получил «Замок в Швеции» по пьесе Франсуазы Саган, поставленный драматическим театром Полярных Зорь (режиссер Валентина Островская). Этот необычный спектакль вызвал немало споров. Впечатляющие костюмы эпохи Людовика XV, мрачный замок, воссозданный художником Ириной Каныгиной (диплом за лучшую сценографию достался ей), странно, словно во сне, живущие персонажи. Герои французской пьесы - люди вполне современные, но затеявшие игру в старину. В их доме хранят родовые обычаи, верят в привидения и приметы. Пытаются замедлить бег времени и в припыленных сундуках прячут опасные тайны и пороки. Зрелище - красивое, хотя и, на мой взгляд, довольно скучноватое. Оживил спектакль блестящий природный талант актера Евгения Коновалова, получившего диплом за лучшую мужскую роль.

Лучшей женской ролью стал образ обаятельной свахи Ханумы из одноименной комедии А. Цагарели, воплощенный Любовью Шкариной, актрисой снежногорского ТЮЗа. Само представление, впрочем, было весьма несамостоятельным - авторы попытались целиком скопировать знаменитый спектакль Георгия Товстоногова, знакомый всем по телеверсии.

А вот североморцы пошли своим путем. Работа народного театра «Поиск» под названием «Третьеклассник Алеша» - совсем свежая, ее премьера прошла в середине марта. Камерный спектакль авторы решили играть даже не на сцене, а в фойе, соорудив деревянный помост, который по воле актерской фантазии превращался то в палубу корабля, то в морской берег.

Три эпизода камерного спектакля - три возраста героя. Алешка-третьеклассник, юноша и взрослый мужчина. Человек становится старше, но не счастливее. От одиночества спасет лишь любовь. А как найти ее? По мысли режиссера, надо вернуться в детство, вспомнить свою первую тайну, первую боль, первого друга. Нехитрый мелодраматический сюжет в других руках стал бы вполне заурядной историей. Но режиссеру Ларисе Прохоровой судьба подарила чудесных юных актеров - Александра Тригуба и Александра Бубнова (они играют соответственно Алешу-третьеклассника и Алешу в юности). Мальчики от природы талантливы и к тому же с завидной ответственностью работают на сцене. По мастерству они дадут фору многим взрослым коллегам. Не случайно оба артиста были отмечены дипломами лауреатов, а сама постановка заняла на фестивале второе место.

Специфические театральные премудрости и секреты профессии на результаты конкурсного показа влияли не слишком - требовать уровня профи от любителей не нужно, для них ведь театр - не хлеб, а любовь, увлечение. Впрочем, на обсуждениях именно профессиональные вопросы заставляли ломать копья.

- Я говорю с вами, как с людьми театра, говорю на одном языке, поэтому и требую от вас многого, как говорится, «по гамбургскому счету», - объяснял свою строгость Султан Абдиев. - Конечно, проще похвалить и разойтись, но ведь для вас фестиваль - это учеба! Вы же должны что-то получить от нас. Иначе зачем вообще жюри?

Что ж, профессионалы вольны выносить свои вердикты, но в конечном счете в театре все решает зритель. Поэтому на фестивале традиционно присуждается еще и приз зрительских симпатий. Под общие овации его получил мурманский коллектив «Комедиограф», разыгравший пьесу Р. Белецкого «Молодые люди» (режиссер Александр Кузнецов). Веселая троица друзей, изрядно приняв на грудь, пытается познакомиться с девицей, которая на поверку оказывается дочерью прокурора, да еще и несовершеннолетней. Гуляки на грани катастрофы - но вмешивается любовь. Девушка по уши влюблена в одного из ребят, а тот, поначалу равнодушный, покоряется ее остроумию, воле и находчивости. Дело кончается объятиями.

Эта озорная миниатюра легко конкурировала с монументальными драматическими постановками, так как сыграна была точно, уверенно и задорно. Молодые артисты Андрей Сладкое, Арсений Сюхин и Алексей Осинцев, свободные, раскованные и счастливые, получали явное удовольствие от самой игры. Кроме награды от зрителей они получили приз за лучший актерский ансамбль.

На итоговой встрече членам жюри и участникам пришлось признать: в целом уровень фестиваля был не так высок, как хотелось бы. Далеко не все коллективы дотягивали даже до планки прошлогодних показов. Основные проблемы - устаревший подход к постановке, неинтересная драматургия. Из-за этого часть спектаклей оставляла тягостное ощущение, будто открыли шкаф, полный старых вещей, пересыпанных нафталином. А ведь на любительских подмостках как нигде нужен свежий воздух, бесстрашный поиск, живое чувство. Ради этого и приходят люди в театральные коллективы.

Покидая Полярные Зори, участники получили главный наказ судей - не успокаиваться, не останавливаться, не бояться. Ведь только покуда в театре царит молодой задор и лукавое хулиганство, он будет настоящим праздником. Миром детства и свободы.

Татьяна БРИЦКАЯ.