ЗАГОЛОВОК: ТЕКСТ:

Если бы однажды в своей сумке я обнаружила миллион в твердой валюте, моя жизнь, наверное, переменилась бы в одночасье. Бросить обветшавшую квартирку. Купить авиабилет в Голландию или Грецию, Австралию или Канаду. А может, по стопам Великого комбинатора махнуть в Рио-де-Жанейро? Уйма вкусной еды. Никакой работы. Беспечность и безделье.

Скромному клерку Генри Перкинсу выпадает один шанс из тысячи. В его дипломате вместо недоеденного бутерброда оказывается чудовищная сумма - 750 тысяч фунтов стерлингов. Откуда деньги? Как ими распорядиться? Герою пьесы Рея Куни «Смешные деньги» эти вопросы меняют жизнь.

В областном драматическом театре Куни ставят не впервые, и, как правило, с успехом. Год назад режиссер Никита Ковалев порадовал публику его комедией «Слишком женатый таксист», герои которой (отличный актерский дуэт Алексея Шулина и Валерия Журавлева) с удовольствием морочили голову друг другу, примеряли чужие личины и заставляли зал смеяться до слез. И вот на сцене снова узнаваемая пара. Снова комедия положений Рея Куни. Снова режиссура Ковалева.

Соблазн сравнить прошлогоднюю и новую постановки велик. Увы, такое сравнение - не в пользу новинки. Первопричина - рыхлая драматургия: хоть автор успешен и популярен, «Смешные деньги» не назовешь шедевром. Сюжет комедии положений, как правило, прост, вниманием зрителя владеет не столько развитие действия, сколько актерские придумки, «мульки». Здесь же, стоит отвлечься от диалога персонажей, моментально теряешь нить происходящего. А напряженно следить за всей белибердой, которую вложил им в уста автор, признаться, труд малоблагодарный.

Генри (Шулин), по ошибке захватив в метро вместо своего дипломата чемодан соседа, находит в нем кругленькую сумму. Мысль бухгалтера работает молниеносно: за деньгами с минуты на минуту нагрянет хозяин, очевидно, бандит, надо смываться, взяв клушу-жену в охапку. Но, как на грех, дом разрывается от звонков: в дверь ломятся то друзья семьи, то мальчишка-таксист, то полицейский Центрального округа, то инспектор округа Южного. Испугавшись стражей порядка, Генри и его супруга Дженни (арт. Е. Макарова, Л. Белодед) выдают себя то за собственных родственников, то за друзей дома. В игру вступают и случайные гости, семейка Джонсонов (арт. Е. Царева, С. Тройский). Они тоже меняют имена, выдавая себя почему-то за австралийских кузенов Перкинсов. В итоге от калейдоскопа имен, фамилий и названий начинает кружиться голова и у зрителя, и, кажется, у исполнителей. Дипломат, полный денег, оборачивается целым чемоданом чепухи, которая поначалу веселит, но быстро утомляет.

Чем больше людей посвящено в тайну кейса Генри, тем быстрее уменьшается сумма в нем. Каждый требует свою долю за молчание - и полицейские, и друзья. Под конец на сцене появляется и владелец денег, после недолгой потасовки поверженный и обезвреженный. Драматург не так уж озабочен логикой действия - оно разбухает от забавных нелепостей, но к финалу зритель так утомлен перипетиями сюжета, что воспринимает хеппи-энд (все участники событий дружно едут в Барселону на деньги из чемодана) как счастливое избавление.

Талантливый актер, занятый в такой развесистой клюкве, - зрелище странное. Природный талант, мастерство и обаяние Алексея Шулина ярки в любой постановке. Вот и здесь с нетерпением ждешь его появления на сцене. В затрапезном плащике или в гавайской рубахе он выскакивает как черт из табакерки - и лишь тогда начинается театр. Комедийный материал для артиста органичен, он умеет получать удовольствие от абсурдных коллизий. Впрочем, как показалось, Генри Перкинс немногим отличается от таксиста Джона Смита из прошлогоднего Куни, равно как и от череды подобных ролей. Здесь проблема в режиссерской руке, которая, на мой взгляд, не слишком тверда.

Обаятелен и смешон Валерий Журавлев. Образ корыстолюбивого полицейского, готового чуть ли не поселиться в доме Перкинсов, лишь бы получать с них прибыток, запоминается и подкупает. Как любовно он пересчитывает каждый фунт, получив очередного «барашка в бумажке»! Как искренно предлагает измученному его требованиями Генри: «А не удобнее ли вам будет просто платить мне зарплату?»

Любопытен и Сергей Гронский, сменивший привычный облик героя-любовника на роль жизнерадостного идиота Джонсона, то и дело дудящего в пластмассовую дудку и настойчиво требующего у близкой к обмороку хозяйки порцию жареного цыпленка.

А вот Елена Макарова в роли миссис Перкинс смотрится откровенно утомительно и невнятно. В образе скромной мещаночки или подпившей дивы в кокетливой розовой пижаме она равно скучна. Талантливой актрисе особенно нечего играть в этой постановке. Кажется, будто режиссер лепил спектакль на скорую руку «из того, что было».

Что ж, возможно, так оно и есть. Не секрет, что комедии часто ставятся из расчета на кассовый успех. Театр как может зарабатывает деньги. Подчас выдавая на-гора скороспелые вещицы. Но... Все жанры хороши, кроме скучного. Все допустимо, кроме китча. А на «Смешных деньгах» меня не покидало ощущение, что вот-вот раздастся смех за кадром, как в комедийных вечерних сериалах. Печально, но факт.

Татьяна БРИЦКАЯ