На первый взгляд - полные противоположности, почти «лед и пламень». Спокойная, немногословная, с виду застенчивая третьекурсница Мурманского музыкального училища Лена Боровинская - и живая, разговорчивая, смешливая Нина Нерубенко (она в этом году прощается с альма-матер). Но, говорят, противоположности тянет друг к другу, вот и эти девушки давно стали подругами. Вместе путешествуют, осваивая сцены самых разных городов России, вместе переживают волнение конкурсов и радость успеха. Да и «крестный папа» у них один - преподаватель музучилища известный пианист Александр Кондратьев.

В классе, где они репетируют, стены увешаны дипломами разных конкурсов. Только что Лена и Нина взяли очередную планку - прекрасно выступили на Дельфийских играх в Ярославле. Выдержав нешуточное соперничество почти сорока молодых музыкантов, обе прошли во второй тур и получили награды. Елена - специальный диплом жюри, а Нина - бронзовую медаль. Уступила Нерубенко лишь двум студентам старших курсов московских консерватории и Академии музыки.

Дельфийские игры, как и Олимпийские, родились в античной Греции. В Дельфах, у храма покровителя искусств Аполлона, юноши состязались в игре на музыкальных инструментах и пении. В России игры возродили в 1999-м. В нынешнем мае они прошли в шестой раз и собрали более двух тысяч молодых талантов со всей страны: пианистов, скрипачей, художников, актеров...

Ребята соревновались в Ярославле, который отмечает тысячелетний юбилей. Дельфийцев он встретил тридцатиградусной жарой, цветущими сиренью и черемухой. Получились маленькие каникулы перед сессией.

- Удивительный город, очень красивый, уютный, светится куполами, - делится впечатлениями Нина Нерубенко. - Правда, особенно погулять по нему не успели - очень плотной была программа соревнований. Мы надеялись: вот не пройдем во второй тур, тогда весь город облазим! - смеется она.

- Но не пришлось. Зато вернулись с наградами.

Девушки повидали уже немало городов: и в Питере, и в Вологде, и в Калининграде, и в Волгограде, и в Рязани выступали.

- Перед каждым конкурсом, конечно, волнуешься,

- говорит Нина, - иначе, с холодной головой, и выступать неинтересно. Но главное - вовремя собраться, совладать с собой и выдать максимум!

В Ярославле им пришлось нелегко: перед выступлением даже не успели толком попробовать инструмент, познакомиться с тамошней сценой. Конкурсантам отвели на подготовку лишь... пять минут. А произведения играть надо было очень серьезные: обязательно прелюдию и фугу Баха или Шостаковича, а еще классическую сонату, виртуозную пьесу и вещь современного композитора. Нина выбрала сочинения Прокофьева, а Лена играла балладу Шопена и романс Гаврилина.

- Во втором туре мы были единственными девочками. Все остальные финалисты - мальчишки, - смеется Нина.

- Один так эмоционально играл, что разбил рояль! Хорошо, смогли починить, а то бы закончился наш конкурс!

В училище девушки занимаются на инструментах, многие из которых вот-вот отметят полувековой юбилей. На этих «старичках» упражняться надо чуть не сутки напролет.

- Едва в кино успеваем сходить, - вздыхает Лена.

- На самом деле студент играет 4-5 часов в день, - объясняет Александр Кондратьев. - Сутками заниматься нет смысла, просто отупеешь. Впрочем, у каждого своя норма. У Рихтера была - шесть часов, у Шопена - три.

Любимый педагог, разумеется, сопровождал конкурсанток на Дельфийские игры.

- Александр Маркович никогда нас не бросает! - наперебой говорят девочки. - На всех конкурсах он с нами. Поэтому нас родители спокойно отпускают всюду. Мы ему абсолютно доверяем.

Летом Нине предстоит еще одно серьезное путешествие. После выпускных экзаменов она собирается покорять Москву - поступать в консерваторию.

- Большой зал консерватории - моя мечта, - признается девушка. - Когда я впервые побывала в нем, сразу поняла - это мечта. Просто постоять на той сцене - счастье. Наверное, любой музыкант со мной согласится. Там удивительный дух... Зал пропитан энергией тех, кто играл там. Как подумаешь, кто выступал на той сцене, кто садился за инструмент...

Лена тоже думает о московской консерватории. Ее испытания ждут через год.

- Девочки очень разные по темпераменту и манере игры, - говорит об ученицах Кондратьев. - Но я их обеих люблю. Они преданы своему делу, добросовестно и с радостью работают. Они настоящие профессионалы, никогда меня не подводили. Могу, конечно, критиковать их или злиться, но, как правило, общаюсь с ними как с коллегами. Таких учеников дай бог каждому!

В Москве Кондратьев обещает не выпускать юных пианисток из-под опеки: он в этом сезоне попрощался с мурманской публикой и уезжает к семье, в столицу. Так его ученицы не останутся без присмотра. Правда, Нина убеждена: музыка - дело одиноких.

- Музыканты - ненормальные люди, - улыбается она. - Могут получать гроши, сидеть без концертов, но все равно быть счастливыми. На сцене ты, солист, постоянно один, сам отвечаешь за себя. Выдержать это не всякому легко. Многие сдаются, уходят. Но если ты готов к этому, вся жизнь меняется. Музыка тебя ведет за собой!

Татьяна БРИЦКАЯ.