- Честно скажу, я пока в растерянности, - Андрей Баскаков, председатель Союза фотохудожников России разводит руками. Первый взгляд на работы участников фестиваля "Глазами северян" мастера едва ли не разочаровал. Главный минус - работ мало по сравнению с другими подобными творческими отчетами, на которые присылают по несколько тысяч снимков. У нас же выбирать жюри пришлось всего из сотни произведений...

Впрочем, подробно ознакомившись с экспозицией, главный российский фотограф искренно порадовался за некоторых участников: мурманчан Николая Бабий и Павла Алексеева, архангелогородца Андрея Амбросевича, апатитчанку Татьяну Кузьмину, Владимира Ларионова из Петрозаводска, Владимира Брошевского из Великих Лук... Эти авторы и стали лауреатами фестиваля.

Придирчиво изучая конкурсные работы, Баскаков эмоционально и увлеченно говорил и о мурманской фотостудии - одной из старейших в России, и о сегодняшнем дне провинциального искусства, и о том, чего ждет от подобных фестивалей. Его поездка к нам стала своего рода инспекцией, и главной целью визита было не только поучаствовать в работе жюри, но и посмотреть, чем живут коллеги на Кольском Севере.

- На таких встречах четко понимаешь, что происходит в регионах, - говорит он. - Я езжу на много фестивалей в разные города и могу сравнивать... К сожалению, ваши фотографы сейчас не на подъеме. Это если говорить честно и жестко. Хотя фотостудия у вас отличная - такая база, такие традиции, такое прошлое просто обязывают. Но сегодняшний день на фоне этого прошлого как-то теряется. Очевидно, потому, что молодым не хватает профессионализма и питательной среды. А сейчас российская фотография очень молода. Начинающих бездна, и среди них масса интересных людей.

Глава фотосоюза такой приток свежей крови приветствует:

- Фотография стала очень доступным искусством. Ни тебе химикатов, ни долгой работы в лаборатории - "цифра" все упростила. Так что новые работы появляются валом. Но именно поэтому повышаются и требования к ним. Если фотографом может стать каждый, то и спрос с каждого выше. А чем выше конкуренция, тем интереснее открытия, тем сильнее работы. Такая вот прямая зависимость. Если б при вашей фотостудии открыть молодежное объединение, где ребята могли бы учиться, общаться, искать вместе, результаты, думаю, не замедлили бы сказаться. Надо искать молодых и непохожих!

Мастер со своей стороны обещает поддержку: приглашает на конкурс "Молодые фотографы России", который, кстати, предполагает не только соревнование, но и учебу, мастер-классы. Что же касается фестиваля "Глазами северян", то ему тоже нужна помощь Союза фотохудожников, который сможет рассказать о мурманском начинании всей России. Баскаков убежден: желающих участвовать в нем будет масса, ведь в стране не так много конкурсов высокого уровня. А вот наш вполне в состоянии держать марку.

Что сделает фестиваль более значительным? К совету председателя жюри, думаю, присоединятся многие зрители: нужен акцент на своем, уникальном, родном. А у нас, на самом северном фестивале, подчас не хватало Севера.

- Я дико удивился, увидев у вас тут Эйфелеву башню и Венецию, - смеется Баскаков. - Нет, ничего не имею против! Но странно, что собственная уникальная природа, собственная культура вдохновляют вас меньше, чем чужая... Если уж затевать в Мурманске такое большое дело, так делать упор на своем, на непохожем. Именно так вышло на отличный уровень фотобиеннале в Сургуте: там Север - обязательная тема. И работы там бывают удивительные, искренние, уникальные.

Еще один совет, который, думаю, учтут организаторы следующего мурманского конкурса, - показывать авторов шире, не одной-двумя работами, а коллекциями. Именно так поступают на большинстве российских и международных встреч - иначе трудно понять, чем дышит художник, в чем его изюминка:

- Зачем авторы едут на фестивали? Чтобы открыть зрителям и коллегам себя, свое мировоззрение, собственный почерк. Разве по одной работе все это поймешь? Кроме того, в фотоискусстве можно случайно создать шедевр. Но профессионалы должны оценивать не случайные удачи, а мастерство автора. Главное, ради чего затеваются такие форумы, это не определить, "кто лучше, кто хуже", а понять, что у художников за душой, чем они живут...

Баскаков в разговоре с коллегами был довольно жесток. Не потому, что приехал в провинцию, - потому что искал разговора на равных. Понятия "провинция" в фотографии он вообще не приемлет: дело не в географии, а в таланте и стремлениях художника. По мнению мастера, потенциал мурманчан значителен, и фестиваль способен привлечь действительно весь север России.

Татьяна БРИЦКАЯ