Этим летом ему исполнилось пятьдесят - а ведь актер, кажется, и не выходил из когорты "молодых". Поручи ему роль какого-нибудь застенчивого недотепы-ухажера - справится легко! Но играть нынче приходится отнюдь не студенческий репертуар. Валерий Журавлев занят в театре, как говорится, под завязку. Не секрет, что областной драматический попал в непростую ситуацию: летом уехал в Москву один из ведущих артистов, Алексей Шулин. Журавлев догадывался, что вводы на "Алешкины роли" будут, но чтоб так много, трудно, ответственно... Уф!

- Где родился, там и пригодился, - философски начинает актер рассказ о самом себе.- Родители мои - простые люди. Были... Недавно друг за другом ушли из жизни. Помогали мне всегда очень. Мурманчане. Мама, Александра Абрамовна, работала на бондарном заводе, отец, Октябрин Яковлевич, боцман, выходил в залив на буксире. А я вот актером оказался...

Случайно оказался? Думается, все-таки нет. В юные годы занимался в театральной студии Дворца культуры имени Кирова. Первые педагоги - Владимир Штернберг и Анатолий Малкин. Первая роль - Голый Король в спектакле по одноименной пьесе Шварца. Постановка эта была в молодежной среде, как нынче говорят, культовой. Успех - бешеным! Лучи славы осветили путь начинающего "премьера" в Москву, в Щукинское театральное училище. Поступил с первого раза. Основам актерского мастерства учился у Этуша, Катин-Ярцева, Бурова. Знаменитая вахтанговская школа пришлась Журавлеву по духу. Он до сих пор любит гротеск, буффонаду, предельную условность в рисунке роли. Не боится быть на сцене комичным, смело провоцирует смех.

Одной из первых работ в Мурманске (сюда, в отчий дом, вернулся после успешной работы в Усачевской студии Москвы и в Брянском театре) стала роль экстравагантного Аметистова в "возвращенной" перестройкой пьесе Булгакова "Зойкина квартира". Журавлев запомнился уверенной актерской хваткой, насторожило лишь то, что исполнитель весьма напоминал безумно популярного в те, восьмидесятые, годы Андрея Миронова. Зажигательно пел куплеты, лихо отплясывал канкан, вертелся по сцене юлой! Было любопытно, отыщет ли Журавлев оригинальный артистический почерк? Надо признать, себя он нашел. Своеобразной визитной карточкой актера можно назвать... неподдельный наив. Почти во всех своих ролях Журавлев - большой доверчивый ребенок. Будь то мятущийся в затянувшемся холостячестве Филя ("Незамужняя женщина"), сентиментально страдающий за семью Брат ("Стеклянный зверинец"), простодушный убийца-силач Лени ("Люди и мыши"). Валерию Журавлеву важно сыграть растерянную перед жестокостью мира душу. Его персонажи в чем-то очень неадекватны, живут по своим внутренним законам. Смешные внешне, ранимы и одиноки душой. Может быть, есть в них что-то от беспомощных бродячих собак, участь которых, к слову, Валерий Октябринович принимает близко к сердцу.

- Иной раз видишь такого несчастного пса, выброшенного хозяевами на улицу, и горько становится. Чем помочь? Всех не обогреешь. Но хотя бы одного приютить - уже что-то. Мне кажется, для каждого из нас - людей - существует на белом свете такая вот бродячая собачья душа... Нет?

Слушаешь его и невольно понимаешь, откуда, из каких сердечных тайников берет он краски для своих персонажей. Неслучайно, видимо, надолго остается в памяти Манкурт из спектакля Султана Абдиева "Белое облако Чингисхана". Страшен, жалок, но вместе с тем как-то по-щенячьи трогателен этот навсегда забывший родную мать человек. Голову стягивает беспощадная шапочка - обруч беспамятства, а сердце силится вспомнить что-то дальнее, сокровенное.

- Я не делю роли на любимые и нелюбимые, - говорит артист. - Все мои герои - обыкновенные люди. Очень неоднозначные. Нет только плохих или только хороших. Ценю в них, как и в людях вообще, эмоциональную открытость. Незашоренность. Естественность чувств и поведения.

Журавлев и в жизни такой - открытый, обаятельный. Чуть что - начинает откровенно ребячиться! Не поймешь сразу - шутит или серьезен. Коллеги рассказывают, что он с некоторой долей юмора относится и к своему редкому отчеству - Октябринович. Просит, мол, в ноябре называть его Ноябринычем, в марте - Мартовичем, ну и так далее.

Долгое время Валерий вел театральную студию в одной из мурманских школ, сейчас занимается с ребятами из Дома творчества имени Бредова.

- По-настоящему педагогом себя не чувствую, сам от ребят многому учусь. Энергия молодости помогает оставаться в форме. Пытаюсь находить новые приемы режиссуры, экспериментирую потихоньку, чтоб от жизни не отстать...

"Отстать от жизни" у Валерия Журавлева при всем желании не получится - он всегда на коне, а на сцене - так прямо и на троне! Одна из последних ролей - Герцог Альбанский в нашумевшей постановке "Король Лир". Трактовка шекспировской пьесы более чем оригинальная. Под занавес, когда подмостки в буквальном смысле завалены трупами борющихся за власть злодеев и героев, вакантное место короля занимает... чуть ли не эпизодический персонаж Журавлева. Сначала чуть робко, потом все увереннее и увереннее он обживает сиротливо пустующий трон. И хочется отмотать ленту сюжета вспять, чтобы разобраться, как же все-таки Герцог Альбанский шел к заветной власти.

Ему веришь... Но чего-то жаль. Может быть, того, что в острожном муже коварной Гонерильи нет уже ничего мальчишеского, застенчивого, курьезного... Сух и расчетлив этот новый герой. Открывается иная грань таланта? Посмотрим-посмотрим.

Сегодня в областном драматическом театре состоится юбилейный вечер Журавлева. Сегодня ему предстоит выдержать испытание по сути премьерой. Впервые в этом сезоне он сыграет главную роль в комедии "Слишком женатый таксист". Смешить зал напропалую три часа кряду? Да еще после Алексея Шулина, признанного любимца публики? Задача не из легких. Но вахтанговцу ли, коренному мурманчанину, сыну боцмана, вечному ребенку в душе Валерию Журавлеву не одолеть ее? Быть такого не может... Удачи!

Людмила ИВАНОВА