Словно древний головной убор

Величаво встал над городом собор

Это строки из стихотворения, посвященного Александрой Ванеевой Свято-Вознесенскому кафедральному собору. Человек она - глубоко верующий. Вышила праздничную скатерть для трапезной и подарила храму накануне Рождества Христова. А к пасхе вышила алый атласный чехол на аналой.

- Пусть люди радуются! В храме должно быть красиво и в праздники, и в будни, - убеждена жительница Мончегорска.

В этом году Свято-Вознесенскому кафедральному собору исполнилось десять лет. Белоснежный, златоглавый, устремленный ввысь. Словно богатырь, вышедший из горы он, как в зеркало, величаво смотрится в неспокойные воды Имандры, то расплываясь по волнам золотом куполов, то словно замерев четким белым силуэтом в темной синеве воды. Сегодняшний Мончегорск, задуманный первостроителями как "соцгород", без храма уже и представить невозможно. Подъезжая к городу, невольно ищешь его взглядом, а по утрам и вечерам слышишь плывущий над Имандрой колокольный звон.... Кажется, что все улицы микрорайона Монча ведут к храм.

ОТЕЦ ИОАНН

Освящать собор летом 1997 года, в день Иоанна Предтечи, приезжал сам Патриарх Всея Руси Алексий II. С той поры сначала по праздникам и выходным, а потом и в будни богослужения стали постоянными. Настоятелем в 1996 году был назначен отец Иоанн, в миру Иван Васильевич Баюр. Энергичный, жизнелюбивый, отец большого семейства (у него четверо сыновей и дочь), он сразу пришелся по душе прихожанам. Позднее оценили его как тонкого психолога и человека, взвешенно принимающего решения.

- Добром и теплом лучатся его глаза, - говорят все, кто не забывают дорогу в храм.

День настоятеля Свято-Вознесенского кафедрального собора расписан буквально по минутам: богослужения, вопросы финансирования, заботы о храме (течет потолок), воскресной школе, взаимоотношения со строителями и еще масса проблем, которые необходимо решить. Благодаря искренности и личному обаянию отца Иоанна, ему удается найти взаимопонимание и с городской администрацией, и с руководителями местных предприятий.

За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций Иван Васильевич Баюр награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Сегодня в храме проходят крестины, венчания. На большие церковные праздники собирается люд из области. Литургию по таким дням зачастую ведет архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон.

ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Накануне праздника иконы Казанской божьей матери архиепископ освятил малый храм, который прихожане называют приделом. Построен он был вместе с основным собором, но тогда денег на внутреннюю отделку не хватило. И только через десять лет во всей красе предстал он перед горожанами: светлый, неповторимый по уюту и благолепию, "домашний", предназначенный для малых служб. Назван он в честь Василия Блаженного-московского чудотворца. Но мончегорцы знают, кому обязаны появлением в городе этой святыни и в просторечии давно окрестили его храмом Василия. Инициатором строительства Свято-Вознесенского кафедрального собора в трудные 90-е годы был тогдашний директор комбината "Североникель" Василий Михайлович Худяков. В те лихие времена в стране были задержки с выплатой зарплаты. Ни одного объекта не строилось в городе, но храм заложили.

- Зачем? - недоумевали многие.

- Чтобы вернуть людям веру и дать опору в жизни, - неизменно отвечал Худяков. Сегодня мало кто помнит те трудности, с которыми пришлось столкнуться генеральному директору "Североникеля", взвалившему на свои плечи эту стройку. Но храм стоит! Вместе с ним появилась тогда у горожан надежда на возрождение матушки России

А Худяков приходит в храм каждый раз, когда приезжает в Мончегорск.

- Был прошлой осенью на День города, - вспоминает отец Иоанн. - Вошел, посмотрел и вдруг - слезы по щекам. Это его детище, и он прекрасно помнит, как трудно шла стройка. И он очень переживал, потому что упреков в его адрес было много. Но Василий Михайлович - сильный человек, благодаря ему мы сегодня имеем этот храм.

И это отдельная страница в истории Мончегорска, о чем свидетельствует и орден Святого Благоверного князя Даниила Московского, врученный Худякову Патриархом Алексием II в 1997 году.

В СТИЛЕ ХV ВЕКА

Еще тогда, на освящении, Патриарх заметил, что Свято-Вознесенский кафедральный собор по праву можно считать жемчужиной Кольского Севера. В нем поражает все: великолепие архитектурных форм, росписи художников-монументалистов, удивительная акустика. Человеку, пришедшему в храм, все это помогает отрешиться от мирских дел.

За минувшие годы собор стал еще краше. Во-первых, изменился его внешний вид. Был он из красного кирпича, теперь оштукатурен и покрыт белой краской. Этим летом сотрудники муниципального унитарного предприятия "Городское благоустройство" выложили тротуарной плиткой площадки на церковных лестницах и дорожку вокруг храма для крестного хода. Финансировала работы администрация еще по договоренности с мэром Игорем Ермаковым, безвременно ушедшим из жизни. Отец Иоанн и прихожане его поминают добрым словом. Это с помощью Игоря Геннадьевича была сделана ограда вокруг собора (очень дорогое удовольствие!), выполнены штукатурка и побелка, заменена кровля и сооружена автобусная остановка в том же архитектурном стиле, что и храм.

Во-вторых, облагорожена территория. Прихожане и ученики воскресной школы все лето снимали дерн, готовили площадки под клумбы. Все желающие помогали творить красоту: цветоводы с опытом - советом и делом, предприниматели дарили семена цветов. Здесь растут сирень, шиповник, спирея и даже яблони. Одной черной смородины высажено около 50 кустов!

О внутреннем убранстве разговор особый. Поражающая индивидуальной манерой роспись московских художников-иконописцев в главном храме теперь органично дополнена талантом санкт-петербургского художника-монументалиста Вадима Носкова. Около трех лет он практически один расписывал купол малого храма, взяв за образец сухую фреску Дионисия, созвучную слегка модернизированной архитектуре храма. И здесь мастера протянули нить духовной связи русских людей из ХV века в век ХХI. Вадим, работы которого были одобрены архиепископом, с вдохновением, любовью и полной самоотдачей расписывал придел мончегорского храма. Знакомя меня с техникой сухой фрески, он вспоминал:

- Что такое архитектура ХV века? Это чистота формы. Отсутствие влияния католицизма, классицизма. То, что веками выкристаллизовалось на территории Руси: Рублев, Дионисий... Дионисий в технике сухой фрески расписал Ферапонтов монастырь в глухом, пустынном месте - где-то в семистах километрах к северу от Москвы. Туда не добрались ни татары, ни немцы, ни поляки. Состояние духа русского народа и жизни в ХV веке мы можем сегодня представить только по тому единственному сохранившемуся ансамблю фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре.

- Больше нигде такого не увидишь, - заметил Вадим. - Хотя бы раз в жизни там обязательно надо побывать!

В Мончегорском храме роспись придела выполнена под фрески Дионисия. Идею предложил сам художник. И вот результат - ощущение светлого праздника и образец того самого стиля-канона, который соответствует духу православия. Праздничность и строгость одновременно: чистота линий, цвета, силуэта. Роспись еще не закончена. Оценивая работу, обращаюсь к художнику:

- Почти три года вы вдали от дома и семьи, вас это не тяготит?

- У меня внутренний импульс: вся страна - мой дом. Везде люди потенциально братья и сестры. Я жил на Урале, в Санкт-Петербурге, здесь. Проблем никаких.

- Закончив работу, уедете из Мончегорска. Что в душе останется?

- Прежде всего - люди, потом - природа, работа, город. Я родился в таком же маленьком городке на Урале. Мне в нем было комфортно и состояние души сейчас такое же, как в детстве. Большие города - Москва, Питер - меняют психологию людей. Там ритм жизни совершенно другой - нет времени на раздумья о смысле жизни, о вечности бытия, нет наслаждения природой. А здесь все это есть.

ВСЕ ЛЮДИ БРАТЬЯ

Город металлургов - многонациональный. Признание православных прихожан разных диаспор, пожалуй, еще одна особенность мончегорского храма. Так, в 2001 году на средства местной армянской диаспоры был изготовлен и установлен на территории собора хачкар - крест в честь 1700-летия принятия христанства в Армении. А белый Поклонный крест (в форме круга) подарил президент Международного фонда славянской письменности и культуры скульптор Вячеслав Клыков. Водружен он в знак благодарности комбинату "Североникель" за строительство собора в Прохоровке, на месте танкового сражения на Курской дуге в 1943 году. Этот крест напоминание о Кирилле и Мефодии - создателях славянской азбуки и книги священного писания на родном нам языке.

ИКОНЫ-СВЯТЫНИ

Следующим звеном в цепи духовного обогащения мончегорцев стал недавний славянский ход, в котором вместе с архиепископом Симоном принимал участие и отец Иоанн. Кроме массы впечатлений от поездок по российским монастырям (в сане священника он уже четверть века, а в такой поездке первый раз в жизни), привез икону с частицей мощей непобедимого праведного воина Федора Ушакова (Санаксарского). Икону эту владыка Варсонофий Саранский Мордовский преподнес в дар владыке Мурманскому и Мончегорскому Симону, а тот решил, что она должна находиться в Свято-Вознесенском кафедральном соборе и передал отцу Иоанну. В Мончегорском храме нашли ей достойное место. Не так давно появилась еще одна святыня - икона с капсулой, в которой находится частичка мощей Серафима Саровского. Когда впервые поставили обе эти иконы на аналое, многие спрашивали, сколько времени они будут в храме. Не верили, что эти святыни здесь постоянные.

- Сегодня люди приходят и молятся, - говорит отец Иоанн, - прикладываются к ним. И дай Бог, чтобы Господь помогал им через этих святых!

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ

Приобщение к вере происходит и благодаря воскресной школе, которая все эти годы действует при храме. В ней обучается около 60 детей и взрослых. Выпускники поступают не только в государственные вузы, но и в духовные училища и академию. Не все из них станут проповедниками, но батюшка уверен: все они будут нести свет, добро и веру людям.

Певчие церковного хора тоже вносят свою лепту в духовное просвещение прихожан. Подбираются голоса, занятые в мирской жизни люди (в основном, учителя музыки) находят время для репетиций и разучивания церковных песнопений. Сейчас в хоре есть и воспитанницы воскресной школы. На вопрос, что для вас значит храм, одна из хористок Людмила Евграфова как-то сказала:

- В свое время он был для нас спасением - и физическим, и духовным. Когда в стране по полгода не платили зарплату, "живые"деньги спасали нас от голода. Кроме того, мы постигали науку певческого дела, приобщались к вере. А поскольку репетировали часто в моей квартире и соседи слышали пение, наш дом освятился: прекратились скандалы, драки, пьяные дебоши.

УШАКОВ - ФАМИЛИЯ ПОЧИТАЕМАЯ

За несколько дней до освящения храма Василия Блаженного поздно вечером я зашла в собор. В малом храме вовсю кипела работа. В алтаре под потолком творил художник, внизу к резным киотам люди прикручивали иконы. Служащие храма и прихожане мыли дубовые двери и протирали полы. Отец Иоанн был скорее в роли прораба, а не духовника. Озабоченный мирскими делами, умело и расторопно координировал работу.

- Наш иконостас - дорогое удовольствие, - сказал он.- С доставкой и монтажом обошелся нам в миллион двести тысяч рублей. Две трети этой суммы - еще наш долг вятским мастерам. Они у себя в мастерской сделали каркас, резные орнаменты, которые накладываются на царских вратах, на иконостасе. И вся эта резьба в мастерской сгорела. Самого каркаса, слава Богу, пламя не коснулось. Пришлось из Москвы вызывать подмогу, чтобы ускорить процесс восстановления. Как говорят, прошли мастера через особые испытания, хотя этот иконостас у них уже одиннадцатый.

С интересом наблюдая за работой столяров, подошла к одному из них. Им оказался вятский мастер Николай. Любуясь делом рук своих, он поведал:

- Это царские врата. Изготовлены в единственном экземпляре. Массив иконостаса сделан полностью из сосны, резьба - из липы. Продольные и поперечные волокна дерева дают разный цвет и рисунок. Световое отражение тоже разное, все зависит от текстуры дерева.

Оказалось, мастер носит фамилию Ушаков, но непобедимому Федору Ушакову родственником не приходится. Фамилия же его в православных кругах досточтимая. Среди русских иконописцев хорошо известно имя Симона Ушакова. А лучшие иконостасы России, которые изготавливались в ХVII-ХVIII веках за Уралом, делал Федор Ушаков. О праведном непобедимом воине Ушакове, икону которого привезли участники славянского хода, Николай отозвался с гордостью:

- Адмирал Ушаков не проиграл ни одной битвы, у него не попал в плен ни один моряк и еще он Конституцию написал для жителей острова Корфу, по которой они и живут до сих пор.

Храм давно стал чуть ли не главным символом Мончегорска, безоговорочно завоевывает симпатии и жителей области. Так, на одном из недавних крещений из пятнадцати человек было только четверо мончегорцев, остальные - приезжие.

...Когда по утрам и вечерам разливается колокольный звон над Имандрой, умножаясь многократно - летом от воды, а зимой ото льда, кажется, что пространство вокруг очищается от боли и горя, от людской несправедливости и скверны. И обретает покой душа, и уходят все скорби и страдания. И этот великий дар Божий - жизнь - продолжается.

Людмила КАРХУ, Мончегорск