Женя с крохотным Сережей на руках с любопытством смотрит на недавний собственный портрет. На этом фото она вся - ожидание. А первенец Сереженька - вот он, в круглом уютном животике будущей мамы. Снимок сделан с особой любовью - дело в том, что его авторы - родители юной модели, мурманчане Эмилия и Николай Бабий.

- Как-то само собой вышло, что мы стали снимки подписывать двумя именами, - говорит в один голос чета фотографов. - Просто работаем настолько сообща - один придумывает композицию, другой ставит свет, один снимает, другой печатает, - что определить авторство не получается. Вместе все делаем!

Снимок, запечатлевший будущую маму, оказался на очень необычной для Мурманска выставке. В областном центре художественных ремесел открылась экспозиция под названием "Обнажение - за и вне границ". Фотопоказ обнаженной натуры, ню. Таких тематических выставок местный фотоклуб не проводил очень давно. А столь масштабных - 120 работ десятков авторов - пожалуй, и вовсе не удавалось осуществить.

Впрочем, по словам организаторов, пробить этот проект оказалось делом нелегким: далеко не все залы готовы были открыть двери для "обнаженки", как привычно называют этот жанр художники. Для многих она отчего-то попала в разряд "просмотр только с 18 лет" и связывалась едва ли не с порнографией. В итоге в распоряжении зрителей всего несколько дней - выставка работает по 10 февраля.

Однако такие обстоятельства лишь добавили популярности экспозиции: на ее открытии было не протолкнуться. И не зря - здесь есть что обсудить, о чем поспорить, над чем задуматься.

Первое, что замечаешь, - достаточная пестрота авторов, подходов, манер. Вот корифеи северной фотографии Сергей Воронин и уже ушедший из жизни Николай Рудаков. На их черно-белых снимках много света, пронизывающего женские фигуры, много пространства и воздуха, много свободы. И предельно лаконичные изображения. Ни лишних деталей, ни кричащих крупных планов: поворот головы, изгиб шеи, полускрытые светлыми струящимися волосами плечи и - счастливые, лучистые улыбки молодости, красоты, естественности. Модели этих мастеров не смотрят на зрителя, они отделены незримой гранью, слиты с природой, погружены в собственный мир. Простой и гармоничный.

По соседству серия женских портретов работы мурманчанина Павла Алексеева, куратора и идейного вдохновителя выставки. Тут все иначе: молодой и энергичный фотограф ищет современного звучания классической темы. Здесь и эксперименты с цветом и фоном - возможности студийной съемки, и крупные планы, и подчеркнуто узнаваемые модели - в зале этих девушек сразу можно было заметить. Правда, строго говоря, формальный эксперимент зачастую лишает работу подтекста, делает ее одномерной, плоской. Ну, цепь на шее обнаженной или горн в руках - все это допустимо, но вот глубины замыслу, пожалуй, не добавляет...

По пути эксперимента также идут зарубежные участники проекта, впрочем, для современной европейской фотографии это вполне типично. Невероятных химических цветов волосы моделей, мертвенно-синеватая кожа, истертые половицы да белая облупившаяся стена - таковы работы поляка Дарека Снатковского. Чуть искажая перспективу, он еще более подчеркивает эстетику некрасивости, упадка, разложения.

На выставке много незнакомых имен - и это большой плюс. Тут и израильтяне, и чехи, и прибалты, и москвичи, и петербуржцы, и архангелогородцы, и сибиряки... Что объединяет россиян - пожалуй, стремление все же найти и подчеркнуть красоту, материнское начало. Каждому на свой лад.

Тихая улыбка и лукавство, решительный взгляд и задумчиво склоненная голова, луч света, выхвативший из пространства колено или локоть с налипшим золотистым песком, прядь волос и упрямый завиток, юность и зрелость, ожидание и страсть, надежда и печаль... В десятках женских образов угадываешь главное - то, что дорого в мире художникам. Это открытость и готовность к любви, это сила природы, это материнство как непрерывность жизни... Пожалуй, ню - всегда снимок про любовь. (Поэтому, кстати, название выставки "Обнажение - за и вне границ" весьма спорно - какие ж границы у любви? Да и не по-русски как-то звучит.)

Ну а самое важное, что, вопреки расхожему мнению, фотография ню - такое средство изображения мира, как любой другой жанр. В конце концов, какая разница, одета модель или раздета? Главное то, о чем она рассказывает зрителю. А рассказывает искусство всегда о самом сокровенном.

Нам с фотокорреспондентом больше всего приглянулась одна работа. Это снимок литовца Зильвинаса Валейны. Его фотографии вообще отличаются мастерством и необычным, смелым, мастерским почерком, но эта - лучше всех. Молодая женщина беспечно идет по железнодорожному полотну. Она причесана и одета, в прозрачном платье - но для зрителя нет никаких сомнений: она обнажена. И, быть может, это самая откровенная работа на выставке - столько в этой модели свободы, решимости, любви, смелости и загадки. Она хоть на край света пойдет - она сама решит, к кому.

Фото: Федосеев Л. Г.
Экспозиция "Обнажение - за и вне границ". Областной центр художественных ремесел. Мурманск.
Фото: Федосеев Л. Г.
Экспозиция "Обнажение - за и вне границ". Областной центр художественных ремесел. Мурманск.
Фото: Федосеев Л. Г.
Экспозиция "Обнажение - за и вне границ". Областной центр художественных ремесел. Мурманск.
Фото: Федосеев Л. Г.
Экспозиция "Обнажение - за и вне границ". Областной центр художественных ремесел. Мурманск.
Фото: Федосеев Л. Г.
Экспозиция "Обнажение - за и вне границ". Областной центр художественных ремесел. Мурманск.
Фото: Федосеев Л. Г.
Экспозиция "Обнажение - за и вне границ". Областной центр художественных ремесел. Мурманск.
Татьяна БРИЦКАЯ