Она была схожа с мифической гидрой, у которой вместо отрубленной головы вырастали новые. Так пишет автор книги, недавно увидевшей свет в Мурманске, в просветительском центре "Доброхот". И разговор в ней идет совсем не о легендах и сказках, а об одном из интереснейших, пусть пока и малоизвестных, фактов нашего прошлого - канатной дороге, что на Кольской земле во время Великой Отечественной построили немцы.

Дорога такая в 1942-44 годах шла от Печенги в Западную Лицу и в сторону полуострова Рыбачий. Протяженность - 55-60 километров, скорость движения - 8 километров в час. Использовалась она в основном для доставки войскам продовольствия и боеприпасов. Но не только - перевозили и людей, причем и живых, и мертвых, о чем свидетельствуют немецкие снимки времен войны. Что ж, для нашего рельефа очень даже подходящая система коммуникаций. Которая, как отмечают участники событий, ни разу немцев не подводила. Как пишет Вильгельм Гесс, в 1941 году - начальник тыла горно-стрелкового корпуса в Норвегии, "она была невосприимчива к снежным буранам, в то время как фронтовая дорога могла быть заметена снегом целыми днями..."

Книга об этой уникальной трассе - "Канатная дорога на Мурмане 1942-1944. Мифы и реальность" - небольшая, по сути, брошюра, но интересного материала тут в достатке, причем и в тексте, и в иллюстрациях, которых в "Канатной дороге на Мурмане" едва ли не больше, чем страниц, - около ста. Интересен и автор - подполковник Дмитрий Дулич: высокий, подтянутый, да ко всему прочему еще и хорошо образованный и быстро и оригинально мыслящий офицер морской пехоты.

Долгое время считалось, что немецкая канатная дорога - не более чем миф, подобный мифу о билетах в гостиницу "Арктика" на банкет по случаю взятия Мурманска. На деле оказалось, что такая склонная к регенерации стальная "гидра" - самая что ни на есть живая реальность. И указывают на это не только воспоминания наших (как об удивительном сооружении о канатной дороге на Мурмане писал еще командующий 14-й армией генерал-лейтенант Владимир Щербаков) и немецких военачальников и солдат, но и документы - многочисленные снимки, схемы снабжения германских войск, на которых присутствует ветка канатной дороги. Все они стали доступны благодаря зарубежным источникам.

Помимо знакомства с бумажными свидетельствами исследования Дуличем и людьми, которые его поддержали, велись и на местности - в том районе, где проходила дорога. И эта, уже чисто поисковая работа дала результат: найдены и опорные столбы, и самые разные части механизмов канатной дороги с клеймами третьего рейха - приводной лебедки, роликовой батареи и других. Даже одну подвесную тележку отыскали поисковики. Снимки того, что осталось от одной из станций дороги в районе Пьяного ручья, есть в книге.

Как дорога была устроена и как управлялась? Весь немалый стальной путь создатели разделили на части станциями, служившими для обслуживания дороги, погрузки-разгрузки, иных нужд. Внешне станции, по словам автора книги, напоминали обычный сарай. Интересно, что все отрезки пути могли действовать автономно - не стоит думать, что из-за обычного повреждения троса, по которому текли грузы, встала бы вся система. Нет, каждая станция имела свои устройства перезагрузки, возврата троса, собственный механический привод.

Пытались ли наши вывести из строя сооружение, ежедневно доставлявшее на фронт тонны важнейших военных грузов? В условиях кольской непогоды такая дорога действительно, как отмечали немцы, стала "пульсирующей артерией фронта". Пытались, но безуспешно. Одну из таких попыток Дулич приводит в своей книге: тогда советские разведчики попробовали взорвать одну из опор "канатки" в районе нынешней погранзаставы "Титовка". Не удалось. Как отмечает автор, неудачи наших лазутчиков связаны с тем, что уж больно проста и надежна в эксплуатации была эта самая "гидра". Если и ломалась (несколько раз перерубало трос, по которому шло движение), то починить - раз плюнуть...

Кто-то спросит: заслуживает ли столь пристального исследования конструкция, исправно служившая захватчикам все три года боев на Кольском Севере, не много ли чести? Уверен - заслуживает. Мы воевали с очень умелым и опасным врагом, умеющим воевать, и воевать хорошо, - это надо знать твердо. И сломить его, срубить ему голову (да так, чтоб заново не отросла!) было ой как непросто, потребовало от наших дедов и прадедов огромных усилий, самоотречения и подвига.

Заслуживает уважения и внимания то, что Дмитрий Дулич не считает свою работу оконченной. Но помимо продолжения собственно исследований он и его товарищи собираются в недалеком будущем восстановить фрагмент немецкой канатной дороги. Протяженностью в полкилометра, он станет частью своеобразного музея истории в районе поселка Старая Титовка - музея под открытым небом. Первая опора над поселком уже поднялась. Частью экспозиции станут и здешние пограничные доты, которые приняли на себя первый удар фашистов 29 июня 41-го года, и высота Угловая, и остатки Южного моста через Титовку... Дело хорошее, у нас прежде небывалое. Дай Бог, чтобы все состоялось, как задумано.

Дмитрий Коржов