- Главное - любить художника! Да-да, он должен быть прежде всего понят и любим, - такое напутствие дала Ольга Евтюкова, директор областного художественного музея, участникам публичного обсуждения открытой молодежной выставки "Точка росы". Экспозиция, о которой "Вестник" рассказывал в феврале, в воскресенье закрыла свои двери для мурманчан и на днях переезжает в Североморск. Ее участники, напомню, авторы не старше тридцати пяти лет, в будущем планирующие стать профессиональными художниками. Для них показ - своего рода экзамен. А какой же экзамен без оценок мастеров?

Обсуждение пришлось на Прощеное воскресенье, поэтому, наверное, старшие товарищи старались быть помягче с "зеленой сменой" и награды за лучшие работы раздавали щедро - они достались полутора десяткам авторов. Гран-при - у североморца Михаила Глотова, отмеченными оказались также его земляк Александр Талипов, мурманчанки Мария Тюлюнова, Дарья Шелковникова, Глафира Северьянова, Вероника Салтыкова, петербурженка Ольга Захарова и другие. Работы ряда авторов музей решил приобрести в свою коллекцию - для молодых это высокая оценка. Но награды наградами, а разговор на закрытии "Точки росы" состоялся непростой. Впрочем, неравнодушная публика по такому соскучилась - открытые обсуждения нынче редкость.

Начал разговор председатель мурманского отделения Союза художников России Александр Феофилактов, сразу заметивший: "От молодежной выставки всегда ждешь высокого эмоционального градуса, энергии поиска. Однако на этот раз участникам явно не хватило раскрепощенности, фантазии. Не все дотянули и до профессионального уровня..." Подхватил критическую волну график Владимир Кузин, участвовавший в организации первых "Точек росы". Он напомнил, что молодежные показы устраивались в Заполярье еще в семидесятые, тогда ежегодно проводилась выставка "Полярные зори". Так вот, участники тех экспозиций сейчас составляют костяк Союза художников.

А нацелены ли на то, чтобы стать профи, нынешние молодые - пока вопрос. В основном на "Точке" показали свое творчество студенты, еще далекие от настоящего мастерства. Между тем в свое время "Полярные зори" собирали только получивших специальное образование. Причем все они представляли разные школы: московскую, ленинградскую, прибалтийскую, привозили и южный ветер Украины и Молдавии - так что выставка по определению не могла быть однообразной. Сейчас же начинающие варятся в собственном соку, оттого и новизны в работах нет. Как отметил постоянный участник "Точки" Максим Драницын, шесть-восемь лет назад он мог безошибочно узнать автора картины, не глядя на подпись, у каждого был свой почерк. Теперь же это почти невозможно.

Еще одна проблема, о которой зашла речь, - абстракция, не наполненная содержанием. Об этом говорили почти все выступавшие. А ведь условность, декоративность - это всегда мысль, символ, метафора.

- Вот графика Дарьи Шелковниковой с виду проста - а попробуй сделай так! - объяснял слушателям Владимир Кузин. - Чем абстрактнее работа, тем она сложнее по мысли, содержанию. И вообще творить надо от полноты чувства. У Драницына его на пятерых хватит - оттого и живопись достойная.

- Да, абстракция - это прежде всего современное, нестандартное мышление, а не просто форма, - подхватил мысль коллеги живописец Анатолий Сергиенко, руководитель североморской народной студии. - Можно делать суперреализм, но быть современным художником!

Размышляя об успехах и неудачах молодых коллег, мастера не обошли вниманием наболевшую тему - качество художественного образования в нашей области. Его, увы, высоким не назовешь.

- Если ребят учат те, кто сам не занимается искусством, - чего мы хотим?! - восклицал Сергиенко.

- В вузе на профильном факультете несколько лет назад на рисунок отводилось 250 часов в полугодие, а теперь 70! А на некоторых - вообще 10-20! - горячо говорил Кузин. - Чему за это время научит педагог ученика? У нас в самой системе художественного образования катастрофическая ситуация - и это вина государства. Теперь скорей станет мастером тот, кто сам занимается с педагогом или ходит в студию. Вот повезло североморцам, у них Сергиенко есть...

Обсуждение "Точки росы" вылилось в серьезный разговор о наболевшем. Правда, герои дня - участники выставки - почти не сумели его поддержать. Рискнули лишь Глотов, Драницын да Анастасия Береза. Остальным оказалось трудно высказать свою позицию - и словесно, и в творчестве. Робость это или дефицит внутреннего содержания, пока судить трудно. Многие из них впервые выставляются перед серьезной аудиторией, у них все впереди. На следующий год студенты факультетов искусств смогут участвовать в экспозиции "Молодежь Мурмана". А на прощание Владимир Кузин напомнил им простую истину:

- Творчество - всегда прыжок в неведомое. Сможете совершить его смело и с радостью - достигнете успеха!

Фото: Федосеев Л. Г.
Публичное обсуждение открытой молодежной выставки "Точка росы". Владимир Кузин.
Фото: Федосеев Л. Г.
Публичное обсуждение открытой молодежной выставки "Точка росы".
Фото: Федосеев Л. Г.
Публичное обсуждение открытой молодежной выставки "Точка росы".
Фото: Федосеев Л. Г.
Публичное обсуждение открытой молодежной выставки "Точка росы".
Фото: Федосеев Л. Г.
Публичное обсуждение открытой молодежной выставки "Точка росы".
Фото: Федосеев Л. Г.
Публичное обсуждение открытой молодежной выставки "Точка росы". Обладатель гран-при североморец Михаил Глотов.
Татьяна БРИЦКАЯ