Кругленький и маленький человек в папахе и с "ТТ" в пухлой ручке, этакий колобок с пистолетом и полковничьими погонами на плечах, размахивает вороненым "стволом" и вопит во всю дурь:

- Ну, Яркин, я тебя предупреждал! Я всех предупреждал!

Капитан в тулупе нервно, заполошно курит и в ответ тоже срывается на крик:

- Да крадут проволоку у меня, крадут, не могу же я на ночь охрану к проволоке ставить!

- Отставить разговоры! - наставляет на него "ТТ" колобок-полковник. - Почему не ведете преследование?!

Рядом с такими вот "собеседниками" - вышка, на вышке - вертухай, а вокруг деревянного здания чуть поодаль - высокий забор, колючая проволока. В общем, полное ощущение, что мы где-нибудь в "солнечном" Магадане и год на дворе не 2008-й, а какой-нибудь гиблый пятьдесят третий... А тут еще с этой мини-зоны посреди поселка прямо на наших глазах сбежали два зэка. В общем, голова кругом. Удивляться, впрочем, нечему. Просто весь март в Зеленоборском снимается кино. Свой новый фильм здесь делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.

- Что-то у Досталя опять зэки... - говорит мне коллега.

Действительно, предыдущий свой фильм - "Завещание Ленина" - Досталь сделал по "Колымским рассказам" Варлама Шаламова, где львиная часть многосерийного действа происходит в лагерях. Фильм, к слову, получился неплохой, достойный, собрал солидный комплект призов. А снимал его мастер опять-таки у нас, в Кировске. Что говорить, полюбился наш край отечественным киношникам.

Досталь встретил меня словами, напрямую связанными все с тем же "Завещанием Ленина":

- Вы теннис смотрите? Знаете, что такое "Большой шлем?"

- Четыре крупнейших турнира нужно выиграть, - отвечаю.

- Правильно, - удовлетворенно замечает мастер. - Так вот "Завещание Ленина" завтра, можно сказать, станет обладателем такого "Шлема" в российском кинематографе. Фильм уже получил "Золотого орла", "ТЭФФИ", а завтра ему присудят "Нику", я уже об этом знаю...

- Это что же - продолжение "Завещания..."? - не удержался я от ироничного вопроса, оглядывая съемочную площадку, вышку с вертухаем и забор с колючей проволокой. - Антураж уж больно схожий...

- Нет, это ни в коем случае не продолжение, - объясняет режиссер. - Сейчас мы снимаем кино по книге прозаика Михаила Кураева "Петя по дороге в Царствие Небесное". По жанру это будет трагикомедия. Действие происходит в 53-м году, в Кандалакше, на строительстве одной из здешних электростанций, которым руководил отец автора книги - Николай Кураев.

То, что вы видите на площадке, - это не лагерь, а район в городе, где работали заключенные.

Вот как в повести описывает этот убранный колючей проволокой "район" автор "Пети по дороге в Царствие Небесное":

"Он приютился на скалистой плешине за поселком Лесным, с той стороны, что обращена не в сторону поселка Нива-III, а в противоположную, в сторону Головного узла. ...Каждый день, кроме выходных, праздничных и актированных по морозу и туману дней, мимо клубного барака в Лесном... в начале девятого утра и после шести вечера, скрипя снегом, чавкая грязью... шествовала колонна по шесть человек в ряд, в сопровождении человек пятнадцати, не больше, охранников, если не считать двух овчарок на длинных поводках".

Досталь энергичен, импульсивен, конкретен, на вопросы отвечает быстро, почти не задумываясь. По площадке двигается легко, реагирует на меняющуюся ситуацию мгновенно и остро. После того, когда очередная сцена отрепетирована, начинается собственно съемка. Режиссер руководит ею из палатки, где установлен монитор, и можно тут же отслеживать, что получается, что происходит в кадре, правильно, как задумано, его выстраивать.

- Девочка, шаг вперед! Еще, еще! Стоп! - это зеленоборским ребятишкам из массовки. И ассистентам: - Вот так они должны стоять. Вы их посильнее перед съемкой в снегу вываляйте!

Дети - Алена, Саша и Владик - снимались почти весь день, в перерывах отогреваясь в актерской мосфильмовской фуре. Было видно, что, несмотря на мороз, киношный процесс ребятишкам в радость.

- Да мы и не мерзнем совсем, - отвечает за всех Алена. - Здорово интересно, нас же потом в кино покажут!

В тот день, когда мы гостили на съемочной площадке, мастер снимал эпизод побега двух зэков, свидетелем которого стали те самые местные ребятишки и главный герой фильма Петя Макаров, которого играет студент четвертого курса Щукинского училища Егор Павлов. По словам Николая Досталя, Петя - человек особый: незлобивый и добрый, немножко "не от мира сего", таких на Руси называли когда-то юродивыми. Для Егора Павлова - это первая большая роль, хотя в кино он прежде снимался, но только в небольшом эпизоде и в дипломной работе знакомых-вгиковцев.

Егор производит очень приятное впечатление - улыбчивый, обаятельный мальчишка, чуть-чуть застенчивый, на просьбу поговорить откликается несколько смущенно: "А мне еще, в общем-то, и рассказывать вам нечего..." А потом все-таки включается в разговор, поглядывая на меня сверху вниз - с высоты немалого своего роста.

- В Москве родился, там живу, учусь в Щукинском училище, в этом году заканчиваю.

- А как в кино-то попали?

- Николай Николаевич пришел в театр, на спектакль, а потом меня позвали на пробы. У нас педагог Юрий Погребничко, он ставит с нами спектакли в своем театре (московский театр "Около дома Станиславского", Егор занят там в трех постановках. - Д. К.). А у меня и папа, и мама работают в этом театре.

Вот так исполнитель главной роли оказался представителем театральной династии. Отец и мать Егора - Юрий и Елена Павловы. Юрий Павлов, кстати, достаточно известный артист, снимался и в кино: "Прощай, Москва замоскворецкая", последний раз опять же у Досталя - в "Завещании Ленина".

- А книгу Кураева вы читали? - продолжаю пытать Егора.

- Да, читал. Очень интересная, грустная, - отвечает тот. - Время вроде бы, когда половина страны сидела, а вторая половина их охраняла, но и в такое время находится место для нормальных человеческих отношений - люди и помогают моему герою, и даже подыгрывают ему. А мой герой - наивный, добрый человек, который верит любому слову, очень доверчивый и необидчивый. Его как-то принялись ругать, он - побежал в другую сторону, забыв начисто о своих делах. Хороший такой...

- Но в ту пору-то, наверное, быть таким доверчивым и открытым было небезопасно, как вам кажется?

- Нет, - твердо отвечает Егор. - В повести есть хорошая строчка: "Петя не знал, что он глуп, поэтому не хотел казаться умным..." Я думаю, это его в какие-то сложные моменты и спасает.

- Работается-то в удовольствие?

- Сначала было очень тяжело. В первую очередь - физически. Холодно, к тому же мало времени на сон приходилось. Но природа тут просто классная: солнышко и почти тепло уже (в Зеленоборском, к слову, в тот день было 18 градусов ниже нуля. - Д. К.). А сниматься очень интересно и, как ни странно, достаточно легко. Это потому, что Николай Николаевич все, что нужно сделать, хорошо, четко показывает и объясняет. Команда собралась отличная: все очень серьезно относятся к работе, никто не филонит. При этом и люди хорошие, общаться - в радость.

Интересно, но будущее свое Егор - выпускник музыкальной школы по классу фортепиано - связывает не столько с карьерой артиста, сколько с музыкой. У него, как выяснилось, собственная рок-группа.

- Называется "Экоуз" - "Эхо", - с удовольствием рассказывает Павлов. - Концерты есть, но в небольших залах - в клубах. По жанру это рок семидесятых. Съемки закончатся, 10 апреля я предполагаю быть в Москве, а через два дня - новый концерт. Так что дальнейшая судьба моя может быть и с музыкой связана, не будем загадывать.

У фотографа Сергея Короткова "Петя по дороге в Царствие Небесное" уже 25-й фильм. Работал он и у Сергея Хотиненко на картине "1612", у Аллы Суриковой на мелодраме "Вы не оставите меня", и с Досталем на фильмах "Завещание Ленина" и "Коля - перекати-поле".

- Мне очень нравится эта работа, - признается Сергей. И добавляет с улыбкой: - Кино - это ж такая зараза, один раз попробовал и - пропал, оно тебя забирает полностью...

Особенно памятны фотографу съемки "1612": "Много красивой фактуры, прекрасная, талантливая работа художников по костюмам Натальи Дзюбенко и Сергея Стручева. Вообще, собралось очень много талантливых людей. Не поверите - там даже мастер по историческому фехтованию учил актеров, как фехтовать, скажем, по-польски или по-испански. Техника ведь отличалась...

- То, что я сделаю, - рассказывает Коротков, - будет использовано в постерах к картине, при оформлении компакт-дисков и всей рекламной продукции к фильму... Еще делаю игровые фотографии - те, что потом присутствуют в кадре, на которых, к примеру, какой-нибудь персонаж изображен в детстве. Я профессиональный копиист, умею профессионально подделывать документы и фотографии, копировать рисунки - графику и даже живопись. Для этого фильма я сделал игровые фотографии актера, который играет актера Николая Черкасова. В кино он - депутат Верховного Совета от Заполярного округа - приезжает сюда, выступает в клубе. Так вот на основе этого снимка сделали агитационный плакат, который и будет использован в "Пете по дороге в Царствие Небесное".

Свидетелем выступления народного артиста и депутата становится и главный герой повести и фильма. Вот как это описано у Кураева:

"Он, не отрывая глаз, смотрел на Черкасова, и только один раз ядовитая струя зависти облила его трепещущее восторгом сердце. Какой-то человек в пиджаке и свитере, аккуратно касаясь ногами сцены, вышел из-за кулис... и оказался за спиной у Черкасова. Он протянул депутату из-за плеча белый листок бумаги и замер в ожидании. Черкасов прочитал, улыбнулся, отчего улыбнулось ползала, обернулся к гонцу, совершенно стушевавшемуся за его спиной, и согласно кивнул головой. "А ведь я мог бы вот так же - принести и передать", подумал Петя как о счастье, проплывшем мимо... Откуда Пете было знать, что этот постройкомовский человек просил в письменной форме у гостя разрешения положить ему в машину семгу "депутатского" засола".

По давней своей традиции Досталь избегает работать с раскрученными, известными актерами, предпочитает молодежь - незатертые лица, те, что еще не примелькались. Хотя и "звезды" в его киноработах есть, но исполняют они, как правило, роли второго плана. Так было и в "Штрафбате", и в "Завещании Ленина", та же история и в "Пете по дороге в Царствие Небесное". Есть у Досталя любимцы, есть. Вот и Владимиру Капустину, сыгравшему в "Завещании..." Варлама Шаламова, пусть небольшая, но нашлась роль и в новом кинопроекте Николая Николаевича.

А вот один из лучших современных характерных актеров Роман Мадянов играет в "Пете..." начальника той небольшой "зоны", что возникла тогда в Кандалакше на строительстве ГЭС. На съемки он приехал с еще незажившей до конца ногой - в московский гололед сломал. Мадянов в кино с 9 лет - сыграл когда-то Гека Финна в фильме "Совсем пропащий" вместе с великими Евгением Леоновым, Владимиром Басовым, Ириной Скобцевой, сейчас востребован чрезвычайно. В том числе и в культовых кинопроектах вроде михалковских "Двенадцати" или сериала "В круге первом", но, пожалуй, больше его знают по "мыльным" "Солдатам", где он играет полковника Колобкова. С Досталем работает не впервые - уже играл у него и в "Мелком бесе", и в "Штрафбате", и в "Завещании Ленина" - майора Харченко. Его герой в "Пете..." - из того же ведомства, но званием повыше - полковник НКВД Богуславский.

- Роль не очень большая, - рассказал Роман Сергеевич, - но достаточно объемная. В образе этом есть замечательная ирония и - юмор во взаимоотношениях полковника с женой, которую он все время подозревает, даже хочет следить за ней. Она - женщина очень эффектная, красивая, к тому же моложе на пятнадцать лет. Там внутри какая-то своя, собственная интрига. Так что помимо непростых должностных обязанностей (полковник НКВД - звание серьезное) ему еще приходится и с женой разбираться.

- С Досталем, судя по фильмографии, у вас особые отношения...

- Мне всегда везло на хороших режиссеров, грех жаловаться, но порой попадаются сценарии и работы, о которых не очень-то и вспоминать хочется. А работать с профессионалом в хорошей актерской команде - всегда праздник. Когда звучит фамилия Досталь, понимаешь, что все будет в порядке...

Сцены с участием Мадянова снимали в конце дня - с одной из них, в которой колобок-полковник Мадянов-Богуславский от души разбирается с капитаном Яркиным (артист Николай Мачульский) мы начали наш рассказ о съемках. Все время до начала работы актер сидел в вагончике для артистов - терпеливо ждал своей очереди. Тут и удалось нам поговорить - большую беседу с бывшим Гекльберри Финном читайте в ближайших номерах "Мурманского вестника".

К слову сказать, пистолеты "ТТ", которые вы видите на снимке, - боевое табельное оружие, киношники позаимствовали их в Кандалакше, в одной из саперных частей. После съемок с удовольствием вдоволь повозился с обоими "Токаревыми" - оказалось, оружие не просто родом из СССР, а - военной поры, 43-го года выпуска. Приятно так лежит в руке. Штука надежная, в ближнем бою - безотказная, говорят, даже бронежилет пробивает.

- Я не выбирал такой портсигар! - почти в ярости кричит Досталь. - Где все портсигары? Их же полно было. Хорошие такие, стальные...

Его недовольство понятно. Портсигар (или пистолет) вроде маленькая деталь, но именно мелочи создают эпоху, аромат другого времени. И эти мелочи должны быть если не настоящими, то, по крайней мере, достоверными. Ежели этого не будет, то, как бы здорово ни играли актеры, зритель - не поверит. Тогда все усилия, весь многочасовой труд, свидетелями которого мы стали, впустую, напрасны.

- Цвет желтеет! - с тревогой говорит оператор. Да, солнце клонилось к закату, а в кадре цвет не должен меняться, снимать нужно в одном цветовом спектре, на что и указывал своим коллегам человек с камерой. В дело вступают специальные светоотражающие экраны, чтобы добавить солнечного света в кадр. Режиссер чуть нервничает, подсказывает ассистенту с небольшим таким экранчиком:

- Да не подсвечивай ты галоши, они у нас недостаточно достоверные, чтобы их подсвечивать!

Несмотря на проблемы со светом, группа снимает еще одну сцену.

- Все, снято! - наконец говорит Досталь, а затем выходит из своей "аппаратной" со словами: - По-моему, хороший дубль получился...

Режиссер довольно улыбается, а нам остается ждать декабря, когда, как планируют создатели, "Петя по дороге в Царствие Небесное" будет запущен в прокат.

* * *

"Краткая, но выразительная жизнь Пети дня четыре занимала весь поселок Нива-III... Смерть же Пети, ставшая негромкой новостью обширного поселка в трех километрах от Кандалакши, обойдя бараки и двухэтажные из бруса сложенные дома итээровцев, перекинулась в военный городок... История жизни и, главным образом, интересной все-таки смерти через военный городок, разделявший поселок Нива-III с Кандалакшей, перекочевала в город, и через неделю уже вся Нижняя Кандалакша пересказывала такую несусветицу, где переплелись времена и события, вовсе не имеющие к Пете никакого отношения и, затухая, уже морем, поблекшая новость докатилась аж до Лувеньги, где вздохом Анастасии Павловны Лопинцевой: "Все у них не слава Богу", и была подведена последняя черта и поставлена точка в земной жизни и смерти Пети. Значительно дольше, месяца с полтора, держалась память о Пете на разъездах Ручьи и Проливы, расположенных невдалеке от Кандалакши по южному направлению Кировской железной дороги".

Из книги Михаила Кураева "Петя по дороге в Царствие Небесное".

* * *

"Разум Пети был развит ровно настолько, чтобы принимать окружающую его жизнь за единственно возможную.

Три класса начальной школы в Усмынске, согласитесь, образование скромное, таким образом, можно смело сказать, что отсутствие сколько-нибудь глубокой образованности, да и отсутствие способной к полету фантазии, позволяющей и без образования вообразить жизнь более-менее порядочную, делали Петю неотличимо похожим на самих устроителей окружающей его жизни и на многих прославленных ее певцов, также не допускавших мысли об ином мироустройстве.

Для каждого из нас есть вещи, недоступные пониманию: для одних Бог, для других - безбожие, а Пете не дано было понять, что такое побег, впрочем, не одному Пете".

Из книги Михаила Кураева "Петя по дороге в Царствие Небесное".

Публикации по этой теме:

Наших земляков увидят на кинофестивале "Мурманский вестник" от 14.02.2009

Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Егор Павлов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Егор Павлов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Егор Павлов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Роман Мадянов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Новый фильм в Зеленоборском делает известный российский кинорежиссер Николай Досталь. Роман Мадянов.
Дмитрий КОРЖОВ