Каждый, кто хоть однажды побывал на любом городском празднике в Кировске или Апатитах, где выставляют свои изделия мастера-рукодельники, запомнил эту красивую женщину в необычном кружевном головном уборе. Без сороки (так он называется) она на людях и не бывает. "Это и пропаганда красоты, и внутренняя потребность для меня", - объясняет Ольга Васильевна Коновалова, кировская кружевница. Впрочем, в ее судьбе столько всего сплелось - точно в затейливом кружевном полотне...

Инженер с душой художника

Приехала Ольга Васильевна на Север после окончания Вологодского политехнического института, выйдя замуж за кировчанина. Много лет отработала в арматурном цехе завода железобетонных изделий в Апатитах. Потом утомилась ездить туда из Кировска, имея двух маленьких детей (да еще работа сменная), ушла работать в новообразовавшийся "Арктик-банк" - в качестве инженера по проверке сметной документации. Это бесконечно далеко от художественного творчества, к которому тянулась душа (впрочем, и профессию инженера Ольга Васильевна любила), но выход был найден: в 80-х годах она закончила заочно Народный университет искусств в Москве.

А тем временем службу инженеров в банке сократили за ненадобностью, но ее как ценного работника не уволили, а предложили переквалифицироваться в бухгалтера. И так хорошо это у нее получилось (она все делает хорошо), что стали готовить ее в заместители главбуха. Но не сложилось: ушла в декретный отпуск, родила третьего ребенка, а потом банк обанкротился. 5 лет в строительстве, 9 лет в банке...

- А вообще-то я всегда хотела работать в проектном бюро - очень уж люблю чертить, - признается Ольга Васильевна. - Но так ни дня и не работала... Зато умение чертить очень помогает мне сейчас, ведь сколки, то есть рисунки, для кружев я сама придумываю и черчу.

Не было бы счастья...

И вот в 1996 году она очутилась на бирже труда. Семь месяцев была безработной - в официальном смысле, но на самом деле разве может остаться без работы семейная многодетная женщина, да еще рукодельница по призванию? Принялась рисовать, заниматься резьбой по дереву... И относила свои изделия в городской художественный салон-магазин. Там ее приметил тогдашний директор кировского Центра народного творчества и досуга Виктор Шевченко и спустя короткое время предложил работу.

Всему, что умела, Ольга Васильевна стала учить других - и параллельно осваивать новые ремесла. И кружево тоже - сначала по книгам, а потом у мастериц из Апатитов: у Светланы Малышевой училась вологодскому кружеву, у Натальи Чаюк - вятскому. А еще директор не скупился отправлять своих мастериц на разные курсы. В Архангельске научилась Ольга Коновалова еще и особым видам ткацкого искусства - четырехремизному и браному, в Москве, в Государственном Российском доме народного творчества - золотному шитью. Ему обучает, между прочим, не простая мастерица, а балерина Большого театра Вера Шаповалова.

- И вот теперь я уже вышила кокошник, посмотрите, - Ольга Васильевна демонстрирует дивной красоты синий кокошник, выстланный по всему полю золотыми веточками и листочками. - Теперь нужен еще льняной сарафан, и будет у меня готов наряд для участия в любом фестивале мастеров. Ближайший состоится в Умбе, в июне. Если успею на сарафане набивку сделать - обязательно приму участие.

"Набивка" - набивной рисунок, то есть нанесенный на ткань с помощью деревянного трафарета (раньше эти деревянные доски манерами называли). Тут весь секрет - в краске: надо, чтобы она не смывалась при стирке. Коновалова заказала ее своим знакомым в Лейпциге - там, говорят, есть такая. Вот если придет посылка да успеется потом с нанесением рисунка на ткань (это очень трудоемкая технология), то увидим мы мастерицу во всей красе в Умбе...

Про красу

Толк в красоте Ольга Васильевна понимает - в настоящей, русской, исконной. Главным в облике для русского человека были всегда чистота, целомудренность, прикрытость, сокровенность.

- До сих пор помню, еще со времен студенчества, нашу экскурсию в Вологодский краеведческий музей, - вспоминает мастерица. - Стоя у манекена в русском крестьянском женском костюме, экскурсовод рассказала нам, что по дому женщина ходила в исподней рубахе, весь подол которой был изукрашен либо шитьем, либо вышивкой. А как на улицу идти - надевала сарафан, который всю эту красоту закрывал. Мы не понимаем - а как же, зачем же? "Так ведь красоту на улицу не носили, для мужа берегли", - ответила она. Тогда мы захотели приподнять подол сарафана, чтобы все-таки полюбоваться на украшенную исподницу, так экскурсовод в ужасе руками замахала - что вы, разве можно, это не для чужих глаз! И ни один из нас так и не решился это сделать... Вот как силен был дух целомудрия в народе, что даже через столетие не позволил нам прикоснуться к сокровенному. А теперь что... Теперь летом на улицу выйдешь - как в морге: все голые...

Нет, о вкусах действительно не спорят - если вкус есть, а вот с безвкусицей спорить надо. Мастера кировского центра народного творчества и досуга - это люди, которые могут научить, как создавать настоящую красоту. Ольга Васильевна руководит народным самодеятельным коллективом "Неонила", где люди овладевают разными народными рукоделиями - ткачеством, шитьем кукол; действует при "Неониле" и студия русского кружева. Кстати, кружево под руководством Ольги Васильевны создается необычное - в нем сочетаются разные традиционные стили.

- Конечно, мастера, придерживающиеся традиций, не приветствуют отступление от канонов, - говорит она. - Но я думаю, что на Кольском севере это вполне допустимо. У нас здесь смешение традиций - норма, это вообще суть нашей жизни, ведь регион осваивал приезжий народ, и было это совсем недавно.

Я думаю, лучшим признанием творческих принципов Коноваловой стала награда, полученная ею в Вологде, на российском конкурсе кружевниц "Серебряная коклюшка". Конкурс состоялся только что, в марте, в рамках выставки-ярмарки "Российский лен", что ежегодно собирает участников со всей страны. Легко представить, насколько представителен он был, особенно если учесть, что в самой Вологде девочек учат кружевоплетению даже на уроках труда в школе. Так вот, в номинации "Лучшие готовые авторские изделия" наша землячка, которая представила на суд жюри оливковый шарф, цветные сороки и книжные закладки, вышла победительницей. Ей вручили серебряную коклюшку-брошь.

..."И как же это вышло-то, что все шелками вышито судьбы моей простое полотно?", - помните такую песню? У Ольги Васильевны, по-моему, жизнь тоже - и шелками вышита, и кружевами изукрашена. Ее сложный узор составляют труд, красота, традиции.

Кировск.

Фото: Кабыш Зоя
Кружевной ангел в руках у Коноваловой тоже авторская работа.
Фото: Кабыш Зоя
Фото: Кабыш Зоя
Серебрянная коклюшка и шарф, принесший победу.
Зоя Кабыш