В 13-й раз на оленегорской земле прошел фестиваль саамской культуры и музыки. Два дня можно было дивиться на танцы и ожившие сказки коренного народа Севера, слушать протяжные песни, а при желании, приобрести на память вещицу из оленьей шкуры или рога. Каждый год случается этот красивый праздник, а не надоедает: наоборот, его ждешь, на него "подсаживаешься". Потому что самобытность оленного народа ни с чем не сравнима. И, как ни странно, она не потерялась с течением времени. Наверное, и благодаря таким фестивалям тоже.

Словно тундра в город вошла, повеяло саамской стариной. Для оленегорцев, которые живут ближе других северян к Ловозеру, саамская культура стала чем-то особенным. Зрительный зал в такие дни не пустует. Да и сам фестиваль не был инициирован кем-то сверху, он родом из Оленегорска. Ольга Перепелица, удивительной души женщина, стояла у его истоков. Сказались саамские корни с незабываемыми бабушкиными песнями, старинными преданиями и умением выживать в тундре. Впрочем, последнее, по мнению Ольги Андреевны, неверно: в тундре не выживали, а жили!

С легкой руки Ольги Перепелицы и подхватившего инициативу городского отдела культуры и начался этот фестиваль. В проблемном 1997-м чуть было не потеряли будущую жемчужинку: на проведение фестиваля не было ни копейки. И вот что придумали упрямые затейники: собрались, съехались на перекладных в Оленегорск и... сыграли праздник прямо на площади, на виду у всего честного народа, под чистым небушком - как предки в тундре.

Ну а потом все помаленьку устроилось - решился вопрос с финансированием, фестиваль обрел статус, год от года становился значимее. Потянулись зарубежные гости, обозначился призовой фонд конкурсной программы. Всякий раз была особая изюминка, не всегда, однако, сладкая: допустим, когда саамский праздник пытались превратить в политтрибуну перед выборами.

Характерная черта фестиваля - здесь выступают и коренные носители культуры, то есть бабушки, получившие песни в наследство, и самодеятельные взрослые и детские коллективы, изучающие язык и этнические танцы в местных Дворцах культуры.

Например, 70-летняя Анна Алексеевна Фефелова из Ловозера проработала всю жизнь в совхозе, ее деды и прадеды были оленеводами. С другой стороны - образцовый фольклорный самодеятельный коллектив "Вуая" ("Ручеек") из Лопарской. Его руководитель, студентка хореографического отделения Мурманского педуниверситета Светлана Орешникова, с 2002 года занимается с ребятами. В ансамбле есть младшая группа и старшеклассники. Очень красивыми были композиции "Северное сияние" и "Встреча солнца". А малыши исполнили "Тала-тала": игру с медведем. Маленькие зрители в зале даже немного испугались.

- Начинали в неприспособленной хибаре, мы ее так и прозвали - "саамский домик", - вспоминает "старейший" участник ансамбля Семен Большунов, учащийся ПУ № 2. - Теперь есть все условия - перебрались в ДК.

У Семена в роду саами, он учится на повара-кондитера, интересуется саамскими рецептами: например, на зиму его предки готовили кушанье из брусники и вороники, заливая ягоды оленьим жиром.

Девчонки из села Ена Ковдорского района изучают саамский язык и играют сказки в ансамбле "Радуга". Аня Кайнарова и Наташа Браженко уверены - это уникальные знания и умения. Аня с гордостью рассказывает, что ее бабушка, Вера Романовна Сергина, коренная жительница Бабинского погоста.

Фольклорно-этнический ансамбль "Ойяр" в особом представлении не нуждается. Его знает всякий, кто хотя бы немного интересуется саамской темой. "Ойяру" исполнилось 25. Руководитель ансамбля Мария Медведева и его участники привезли на фестиваль свои "хиты", в том числе этническую картинку "Глухари на току" и замечательную кадриль. Сколько ни смотри - зачаровывает по-новому. Норвежский гость Нилас А. Сомби пел один, но его песня задела за живое. Думается, особенно тех, кто воспринял ее как привет от сородичей из дальней сторонки.

Бывало, в старину на ярмарках не только торговали, но праздновали встречу дальние родственники и знакомые. Так и оленегорский фестиваль стал перекрестком, собирающим давних друзей. Мурманск, Тулома, Ена, Лопарская, Молочный, Каневка, Ловозеро - не ближний свет, запросто в гости не наездишься. Да вправду говоря, многих известных когда-то поселений уже нет - они существуют только в помине. Или в песнях, как у Зои Носовой из Туломы.

А тут земляки пообщались, обменялись новостями, получили эмоциональный заряд, убедились: жива саамская культура, подхвачены традиции молодыми, песнопения о саамском небе и людях тундры есть кому исполнять и есть кому слушать. Нынче, вроде бы по техническим причинам, не было конкурса - ограничились концертной программой. На мастерстве это не отразилось, да и без подарков все равно никто не остался.

Фото: Попович Татьяна
Фестиваль саамской культуры и музыки. Оленегорск.
Фото: Попович Татьяна
Фестиваль саамской культуры и музыки. Оленегорск. Анна Алексеевна Фефелова - потомственная саами.
Фото: Попович Татьяна
Фестиваль саамской культуры и музыки. Оленегорск. Я танцую в "Вуая" из Лопарской!
Фото: Попович Татьяна
Фестиваль саамской культуры и музыки. Оленегорск. Семен Большунов - солнце наше, саамское!
Фото: Попович Татьяна
Фестиваль саамской культуры и музыки. Оленегорск.
Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск.