- Представьте только, каким был этот век! Трагическим, судьбоносным, что непременно отражается в искусстве. У нас в России искусство особенно связано с историей и политикой. К примеру, отчего родился авангард начала XX века? Ведь художники тогда оформляли первомайские демонстрации, писали лозунги - и этот рубленый шрифт, упрощенный язык были власти гораздо понятнее предшествовавшего буржуазного искусства. Когда страна насытилась авангардом, оказалось, что художники стали слишком уж вольны, слишком свободны, - их поприжали, и родился соцреализм. Он царствовал до самой оттепели. Тогда, в шестидесятые, вновь пришла воля, но своеобразная. В рамках. Вот живопись Виктора Попкова, например. А параллельно и «в пику» выступают нонконформисты… - Нина Дивова, главный экспозиционер Третьяковской галереи, с увлечением говорит о каждой «главе» только что созданной ею выставки.

Считается, любую экспозицию можно прочесть, как книгу, каждый показ способен поведать отдельную историю. На сей раз зрителям предлагают историю XX века - бурного, мятежного, противоречивого. В областном художественном музее вчера открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.

Имена сплошь, что называется, первого ряда: Кончаловский, Дейнека, Лентулов, Ларионов, Самохвалов, Сарьян, Кустодиев, Богаевский, Маврина… Накануне открытия экспозиции узнаваемые, памятные со школьных времен холсты непривычно смотрелись в мурманском зале. Будто заезжие гости, не успевшие освоиться. Обживаться знаменитым гастролерам энергично помогала Нина Дивова. Весь вечер, едва приехав из аэропорта, и все утро она провела в зале, где под ее руками рождалась выставка.

Экспозиционер - тот, кто руководит развеской работ, компонует произведения, организует пространство зала. Это, по сути, архитектор. Кстати, Нине Глебовне почти буквально приходится выступать в такой роли. Готовя большие выставки в Лаврушинском переулке, она вместе с дизайнером сначала рисует на компьютере будущую «географию» зала - временные стены, выгородки, проходы, которые затем изготовляют и устанавливают. А потом еще и красят в нужный цвет, допустим, красный, как рассвет, или глубокий синий, или еще какой-нибудь - и долой скучную белизну музейных сводов!

Но все это дома, в родной Третьяковке. Теперь же Дивовой пришлось работать на чужой территории, «в чужом монастыре». Поначалу было непросто:

- Тут, увы, поместится далеко не все, что мы привезли, - сетовала она. - По нашим меркам, зал маленький. Уместить в нем историю искусства XX века сложно. Но у нас получается. Здесь все направления, начиная с десятых годов и до восьмидесятых. На любого зрителя: кто понимает авангард, тому будет хорошо у Лентулова, кому нужен сюжет, тот остановится рядом с Дейнекой, кто любит шестидесятников, посмотрит Попкова, Андронова, Назаренко, Стожарова…

Третьяковку в Мурманске ждали давно. Уже приезжали на Север шедевры Русского музея, Павловска, но эта коллекция особая, своего рода символ российского изобразительного искусства, отечественного культурного наследия. Однако визита могло бы и не быть - в 90-е Третьяковка практически прекратила выезжать в регионы. Но несколько лет назад музейщики затеяли большой проект «Золотая карта России». Региональные собрания начали по очереди представлять свои фонды в знаменитых залах дома в Лаврушинском переулке. Один из губернаторов находчиво предложил организаторам нанести встречный визит, показать свои сокровища - и с тех пор коллекция вновь путешествует по разным уголкам страны. Вот и до Заполярья дошла очередь.

Дивова на новом месте всегда руководит развеской. Сколько выставок за ее плечами, не счесть - 48 лет в Третьяковке! Признается: работает подчас на автопилоте, когда глаз и руки сами делают все, что нужно.

- Главное - отсутствие цветовой дисгармонии, - объясняет Нина Глебовна законы своего ремесла. - Одна картина должна поддерживать другую. Учитываются размер, внутреннее наполнение работы. Вот два полотна Лентулова. Вместе они, конечно, смотрятся, но рядом надо дать маргинального Кустодиева, а еще соцреалистические портреты Самохвалова. В стилевом отношении ничего общего! И наша задача - помирить их. Компенсировать разноголосицу, скажем, цветовой общностью. Важен и формат работ-соседей. Классике требуется симметрия, авангарду - наоборот.

По словам моей собеседницы, существует один способ проверить себя: если в зале ей хорошо, значит, экспозиция состоялась.

- Когда работы вешаешь по-новому, они будто попадают в незнакомое соседство, - продолжает Нина Глебовна. - Сначала знакомятся друг с другом, потом берутся за руки - и дружно живут. Если, входя в зал, внутренне ощущаешь тишину, понятно, что это так. А если что-то тебя раздражает, значит, соседи недружны, надо расселять!

Хорошенько изучив нравы своих «жильцов», экспозиционер становится немножко волшебником. Из маленькой выставки может сделать большую и даже из плохой - хорошую. Правда, в Третьяковке плохих не бывает. Но вот опыт и наметанный глаз искусствоведа подчас играет с ним злую шутку. Нина Дивова, например, жалуется на забавную профессиональную болезнь: в какой бы музей ни пришла, везде обращает внимание на погрешности развески. Признается, даже в Лувре и Прадо хочется все изменить!

Ну а если серьезно, главная сложность такой работы - отключиться от личных пристрастий. Если автор не нравится, нужно в него влюбиться. Ну или хотя бы настроиться: ты должен показать его так хорошо, как никто и никогда. И так, как он сам себя еще не видел.

Художники такой подход ценят: на Дивову ни разу не были в претензии самые капризные творцы. Она же улыбается:

- Ну что касается современников, тут все понятно. Мне интересно, что сказали бы о нашей работе классики. Вот они!

Собеседница указывает на десятки полотен, живописно разбросанных по залу. Тут зелень и солнце Сарьяна, и мечтательный Пушкин Попкова, и чистое небо Дейнеки… В зале тишина. Кажется, эти соседи, на два месяца поселившиеся в мурманском музее, будут жить мирно и дружно. Дивова смеется:

- Знаете, я как-то делала большую выставку Врубеля. Когда все было готово, вечером, перед уходом, обернулась и спросила: «Михаил Александрович, а что вы на это скажете?» Промолчал...

Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи. Александр Дейнека. «Будущие летчики».
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи. Главный экспозиционер Третьяковской галереи Нина Дивова.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи. Главный экспозиционер Третьяковской галереи Нина Дивова.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи. Абрам Архипов. «Крестьянка в зеленом фартуке».
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Фото: Ещенко С. П.
В областном художественном музее открылась выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи. Татьяна Яблонская. «Утро».
Татьяна БРИЦКАЯ