Близится 65-летие снятия блокады Ленинграда. Готовится отмечать торжественную дату и Николай Владимиров - житель блокадного города, почетный гражданин Апатитов, патриарх «цеха» местных художников. Творческая жизнь Владимирова полна достижений: он автор герба Апатитов, его работы хранятся в квартире-музее Кирова в Петербурге, в картинных галереях Швеции и Канады, в частных коллекциях в Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Франции, США. Теперь же его триптих «Блокадный Ленинград» появился в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда. Это подарок художника родному городу в канун такой значимой для него и всей страны даты.

Триптих родился не сразу. В разные годы Николай Владимирович вновь и вновь возвращался к этой теме. Первое из полотен изображает маленькую скорбную процессию: женщина и мальчик везут на саночках хоронить отца - по заснеженным улицам, между мертвыми домами. На следующем - блокадные 125 граммов хлеба перед иконой Спасителя. (Это уже второй вариант картины: на прежнем, созданном много лет назад, святого лика, который сулит надежду, не было.) На последнем - салют, который дали 27 января 1944-го в честь снятия блокады. Третье полотно появилось в прошлом году, когда художник понял, что диптих не передаст всей полноты и глубины пережитого людьми в те трагические 900 дней.

Горечь утрат, воля к жизни, надежда и героизм… Все это Владимиров и его жена Галина Васильевна знают не понаслышке, в детстве им довелось пережить блокаду. Николаю было 11 лет, когда началась война, а в феврале 1942-го за неделю паренек лишился практически всей семьи, оставшись на белом свете вдвоем с сестрой. Умерли от истощения отец, младший брат, через несколько дней погибла под обстрелом мама, потом скончалась бабушка. Коля и сестра Ольга попали в детский дом и были эвакуированы из Ленинграда, но блокада долго не отпускала их.

Николая врачи «списали», поставив инвалидность и почти лишив надежды на полноценную жизнь. Однако волю блокадника сломить нелегко. Владимиров уехал на Север, в Кировск, к дяде. Работал на фабрике комбината «Апатит», потом вернулся в Ленинград, чтобы привезти оттуда Галину, с которой к тому времени был знаком 6 лет (в наступившем году они отметят уже 55-летие совместной жизни). А в 32 года Владимиров дал волю творчеству. Из-за болезней в свое время он не смог окончить художественное училище, но с дороги, предначертанной судьбой, не свернешь. Так что на пенсию Николай Владимирович уходил уже с должности главного художника-оформителя комбината «Апатит». И теперь, в свои 79, продолжает плодотворно трудиться.

- Когда мы вели переговоры с музеем блокады, то с удивлением узнали, что за последние десять лет они не припомнят безвозмездной передачи картин, - говорит заведующая отделом декоративно-прикладного творчества городского Дворца культуры Наталья Ермоленко, которая вместе с питерским художником Игорем Клюшкиным помогла в передаче триптиха. - Так что мы нашим Николаем Владимировичем гордимся.

А сам Николай Владимирович говорит только, что сбылось его заветное желание.

Зоя КАБЫШ