Знаю Андрея Королева достаточно давно как редактора мурманской независимой радиостанции «Ника», корреспондента газеты «Сегодня» и агентства «Интерфакс», но и не предполагал прежде, когда приходилось пересекаться по журналистским делам, что он - выпускник Литературного института. Однокашник, получается. Да к тому же популярный автор-исполнитель. В бардовском мире известен еще с конца восьмидесятых. Тогда была популярна его баллада «Кто сыграет на шарманке», с которой Андрей стал дипломантом Грушинского фестиваля - бардовской Мекки.

Однако в девяностые как обрубило - шестнадцать лет не писал песен, не выступал с концертами, целиком ушел в журналистику. Но, к счастью, вернулся… За последние три года выпустил четыре компакт-диска - «Тринадцать», «Для тебя и для меня», «Прощание с Коктебелем», «Дисконнект». К тому же вместе с Еленой Фоминой, Александром Харашем и Евгением Шишкиным создал в Мурманске творческое объединение «Полуостров».

Сейчас Королев живет в Москве, работает на одной из радиостанций. Кроме того, в одном из столичных ведомств занимается сбором и анализом информации по Северо-Западу. Сотрудничает с несколькими московскими журналами, в том числе музыкальными. Есть планы создать собственный журнал «Мамакабо» - по названию известного международного фестиваля акустической музыки. Закончил работу над МР3-коллекцией, в которую вошли 69 песен, - своего рода «Избранное». Готов уйти в тираж видеоальбом - часовой концерт в Коломне.

Однако о родном городе Андрей не забывает. В новогодние праздники на постоянной площадке «Полуострова» - в областной детско-юношеской библиотеке - состоялся первый совместный концерт Андрея Королева и Елены Фоминой.

- В авторской песне, как и в других отраслях жизни, назревает очередной кризис. Поэтому люди, барды в том числе, стараются кучковаться. Так легче выжить и зарабатывать - тоже, - определил Андрей одну из причин создания дуэта в разговоре накануне концерта. - Я в Москве постоянно наблюдаю создание каких-то новых ансамблей, проектов и сам в них частенько участвую. Они, если конторским языком говорить, наиболее рентабельны - концерты-сборники, где много участников - на любой вкус. Вот мы и решили с Еленой объединить наши усилия. Она - очень талантливый человек и близкий мне по духу. Я считаю ее, и в этом не одинок, одним из лучших авторов-исполнителей в России. Женщин-бардов не так много, но они есть. Фомина - одна из самых ярких, в десятке лучших - однозначно. Причем у меня есть возможность сравнивать - много раз доводилось слушать ее на крупных бардовских фестивалях в разных городах.

Елена на мой вопрос о Королеве ответила, как мне показалось, очень по-женски:

- Это мой большой друг. Он меня слушает, и он меня слышит. Их немного - таких людей, которые меня слышат, понимают. Помогает всячески - и с гитарой, и не только. Андрей - это явление. Помимо замечательных стихов здесь ведь еще и музыка, и исполнение подобающее. Кроме того, он очень изящный, наверно, самый изящный бард…

Что ж, дуэт, я вам доложу, получился весьма своеобразный и, на мой взгляд, удачный. В некотором роде это сочетание достаточно далеко отстоящих друг от друга явлений. Андрей и в музыке, и в стихах - взрывной, импульсивный, его песни сродни балладам - как правило, протяженные, порой очень непростые для восприятия, со скрытым, порой едва уловимым подтекстом. Критики отмечают, что Королев - этакий причудливый симбиоз вполне традиционной авторской песни и рока, скорее даже симфорока. Для меня же он в первую очередь - поэт. Сейчас подборки его стихов готовятся к печати сразу в трех столичных журналах - «Арионе», «Знамени» и «Новом мире». Как мне представляется, Королеву-поэту очень мешает Иосиф Бродский: влияние нобелевского лауреата ощутимо во многих текстах… Но тут уж ничего не поделаешь, Королев в этом плане не одинок.

Песни Елены Фоминой другие - проще и короче, они иногда напоминают зарисовки, в них почти неизменно присутствует некая недосказанность. Это очень, в хорошем смысле слова, женская, мягкая, лиричная, негромкая поэзия. Ее диск «Прогулки по крышам» - замечателен, исполнен любви к Мурманску, который явлен слушателям неожиданно, с какой-то новой, прежде неведомой нам стороны. Лена, кстати, в свободное от творчества время работает в областном госархиве.

Главное, что объединяет Королева и Фомину, - хорошие стихи. Не тексты. Стихи! На это указывают и сами участники «Полуострова».

- Название концерта совершенно сумасшедшее - «Анти-bards.ru», - с мягкой ироничной улыбкой заметил Андрей. - Не исключаю, что некоторые продвинутые слушатели примутся потом искать в Интернете сайт с таким названием. Не ищите! Все равно ничего не найдете. Мы хотим показать нашим зрителям, что авторская песня состоит не только из тех, кто тренькает на трех аккордах, она стала намного шире. Сейчас это в большей степени поэзия. В авторскую песню приходят поэты. Как справедливо было замечено на недавней «Драке поэтов», возможно, и для того, чтобы расширить свою аудиторию. Читательский круг все-таки сегодня достаточно узок. А у авторской песни, какой бы рафинированной и элитарной она ни казалась, аудитория побольше. Думаю, этому названию и я, и Елена соответствуем, у нас - не бардовская песня. Это в первую очередь - стихи. Я вообще отношусь к бардовской песне лишь номинально, потому что вырос из рок-н-ролла и стараюсь следовать этой традиции. Никогда не писал на своих компакт-дисках «автор-исполнитель», но - «автор песен под гитару». А там уж то, что я делаю, можно трактовать как угодно.

- Только не надо отделять музыку от поэзии, - вступает в разговор Фомина. - Для нас они неразделимы…

- Но сначала все-таки стихи, - уточняет Андрей. - Которые совсем не всегда становятся песнями.

- Ты сказал, что в бардовскую песню приходят поэты, - это разовое явление или отчетливая тенденция? К примеру, из сотни бардов - сколько поэтов?

- Я сотню не назову, - даже чуть пугается Королев. - Из двадцати? Ну, если говорить о тех, кто пишет активно, концертирует, то все двадцать. В поэтическом журнале «Арион» активно печатается Ольга Чикина, она из Рязани. Москвич Сергей Труханов очень мало пишет стихов, но уж если сочиняет, то настоящие. За ним журналы гоняются, а он не слишком стремится печататься, словно стесняется этой грани своего таланта. Ничего, отловят!.. Ксения Полтева из Москвы, Евгения Ланцберг, дочь Владимира Ланцберга. Михаил Анатольевич Кукулевич из Подмосковья - у него несколько книг стихов, занимается декабристами, постоянно ездит в места их ссылки, а по профессии - врач-кардиолог. И песни пишет на стихи декабристов! Какого-нибудь Батенькова…

К этому ряду, без сомнения, принадлежит и сам Королев. И тут неизбежен был мой вопрос о книге - неужели нет желания увидеть свои стихи на бумаге, хорошо изданными?

- Нет, - достаточно категорично отвечает Андрей. - На том простом основании, не сочти за кокетство, что не хочу участвовать в самиздате современного разлива. Не так и трудно найти спонсоров. Деньги дадут! Книжку выпустить нетрудно. Но я полагаю, что, если это кому-нибудь интересно, ко мне придут и напечатают. А пока не пришли, книжки не будет. Пока речь идет о публикациях в толстых журналах, а там посмотрим…

- Так могут ведь и не прийти… - замечаю осторожно.

- Ну и бог с ним. Значит, не придут. У меня на этот счет нет никаких амбиций. Я к поэзии слишком серьезно отношусь. А потом, я много читаю стихов на своих концертах. Не будет книжки - всегда можно прийти на концерт и послушать… Хотя, конечно, правильней читать стихи, как говорят профессионалы, глазами.

Честно вам признаюсь, позиция Королева мне понятна, я к ней отношусь с уважением, хоть и понимаю, что он не прав. К сожалению, не всегда можно прийти на концерт. Вот будет у него выступление в знаменитом московском бард-кафе «Гнездо глухаря» - и как туда мурманчанин попадет? Если только в столицу специально слетать на пару дней, но это - и в кризис, и без кризиса - доступно немногим. А книга все-таки всегда с тобой - на полке. Да и иные стихи Андрея, поверьте на слово, лучше все-таки читать «глазами». Спасением мог бы стать Интернет, однако он в данном случае плохой помощник - стихов Королева там немного, совсем не «полное собрание». На это, впрочем, у Андрея и Елены ответ тоже имеется:

- Сотни и сотни пишущих людей, связанных с гитарой, с песней, мы нашли способ доносить нашу поэзию до слушателя и получать гораздо большую аудиторию, чем те, кто свои стихи видит только на бумаге, - едва ли не хором говорят «полуостровитяне». - И это - восторг! Надо понимать, что такое гитара на Грушинском фестивале. Огромная гора, на которой сидят люди - сорок-пятьдесят тысяч человек. И все эти люди тебя слушают. И не жуют попкорн при этом!

Фото:
Афиша «Анти-bards.ru».
Дмитрий КОРЖОВ