Каких только достижений нет в арсенале сотрудников Кольского научного центра! Их открытия используются в горном и кожевенном деле, в медицине и в сфере применения сверхточной оптики, в производстве стройматериалов и в сельском хозяйстве… А ведь и литопись - картины из каменной крошки - появилась благодаря идее ученого-минералога Кольского филиала Академии наук Людмилы Сазыкиной. Вот такая разработка, созданная, что называется, для себя, на досуге, - с мощной эстетической составляющей.

Людмила Борисовна живет теперь в Санкт-Петербурге, но город, в котором отработала почти 30 лет (в Геологическом институте КФАН), ее не забывает, как и она - город. Вскоре в 16-й раз откроется в Апатитах выставка «Каменный цветок», который расцвел когда-то в Хибинах именно благодаря таким энтузиастам. Поэтому накануне «Каменного цветка» и подготовлена в выставочном зале музея КНЦ РАН экспозиция «35 лет каменной поэзии Людмилы Сазыкиной».

Как же родилась литопись? От любви к минералам, конечно. Кому, как не минералогу, лучше всего знать красоту, какой богат камень. Этим знанием и любовью и хотела поделиться Людмила Борисовна, когда решила столь необычно применить каменную крошку.

Правда, первые произведения были черно-белыми - она работала с эгирином, полевым шпатом, доломитом и кварцем. Затем появился цвет: оттенки голубого подарил кейвский кианит, коричневый - сфен, бордо - эвдиалит, зеленоватый - амазонит… Чем крупнее кристаллы, тем насыщеннее оттенок. Постепенно их размельчая, можно добиться тончайшего перехода цвета.

Людмила Борисовна не использовала искусственные материалы, только природные. Надо сказать, долгое время к ее увлечению всерьез не относились. А в 90-е у Сазыкиной появились ученики и последователи. Теперь созданы даже разные школы литописи, которые различаются технологией изготовления картин.

- Недавно у нас на экскурсии побывали москвичи-художники, - говорит Татьяна Писарева, заведующая выставочным залом КНЦ. - Экспозиция на тот момент не включала работы Сазыкиной, но было представлено творчество Марины Марочкиной и ее учеников. Я поинтересовалась профессиональным мнением столичных гостей, поскольку нередко сталкиваюсь с суждением, что литопись «не дотягивает» до искусства. Они ответили: «Неважно, с помощью какого материала созданы картины. Это настоящее искусство».

Марина Марочкина, кстати, тоже в прошлом сотрудница Кольского научного центра, минералог. Вот уже много лет она ведет занятия в единственном в нашем регионе кружке при Апатитской станции юных техников, где учит детей по своей авторской программе. Марина не является ученицей Людмилы Сазыкиной, но - одна из последовательниц, как видим.

…Свыше тридцати лет текут амазонитовые реки, сияет над снегом из полевого шпата лазуритовое и кианитовое небо, и мчатся по снегу доломитовые олени… Разбудили на Кольской земле душу камня.

Фото: Кабыш Зоя
«Чум» (эгирин, эвдиалит, амазонит).
Фото: Кабыш Зоя
«Дорога на Куэльпорр», небо здесь - из кианита.
Зоя КАБЫШ, Апатиты