Областной центр ремесел гулял. Отмечали 10-летие клуба художественной росписи. Как водится, пришли на праздник мастера из прочих клубов - лоскутного шитья, гобелена, флористики и так далее (почти десяток насчитывается их в центре ремесел). Не преминули заглянуть и гости из других творческих коллективов и общественных организаций Мурманска - скажем, из хора украинской песни «Джерела» или еврейского общества «Сияние Хэсэда». Это действительно добрые друзья, которых жизнь связала самыми разными творческими ниточками.

К юбилею клуба в центре открылась его выставка. Около трехсот работ 17 авторов представляют хохломскую, городецкую, гжельскую, мезенскую, пермогорскую и прочие традиционные виды росписи. Полюбоваться ими в стенах центра можно до 11 марта, а затем экспозиция станет передвижной. Жалко же такую красоту по домам прятать. Пусть, считают авторы, и земляки из других городов и поселков посмотрят.

Руководители клуба, они же его основатели, Татьяна Трыханкина и Алла Кострикина вспоминают, как постигали азы мастерства много лет назад, как учились ставить капельки и проводить дуги. Это основа городецкой росписи. Начинали с нее потому, что она, в свою очередь, является основой любой другой:

- Капельки и дуги - это как прописи. Пока не научишься их четко и аккуратно выводить, не получишь красивого рисунка. Но не у каждого найдется столько упорства, чтобы одолеть эти прописи, - объясняют собеседницы.

И в один голос рассказывают про одну из упорных, одолевшую капельки и дуги. Это Светлана Гизатова. Три года обучения - и вот она уже выставляет работы, которые являются украшением выставки. И я вместе со своими гидами любуюсь ее работой - доской, где нежнейшим образом выписана изящная голубая птица, заставляющая сердце трепетать от радости.

Радости, впрочем, на этой выставке много, столько - сколько и работ. Вот еще одна городецкая роспись - два ярчайших петуха в обрамлении цветочных бутонов. Глядишь на них и невольно улыбаешься: до чего же хороши! Доске уже лет десять, а все сверкает лаком, как новенькая. Ее автор Алла Кострикина призналась: она так любит это свое произведение, что всякий раз подновляет на нем краски, покрывает свежим лаком. Вот и к выставке освежила работу. И петухи в бутонах прямо-таки лучатся жизнерадостностью. Петух у Кострикиной вообще любимый герой. Вот, к примеру, синий, гжельский, - парящий над полями, над лесами и куполами. Высоко взлетел. Может, оттого и вид такой взъерошенный, озабоченный - приземляться-то как?

Когда начинали осваивать техники художественной росписи, изучали лишь городецкую и хохлому. За последние годы добавилось много других видов. Среди них всем знакомая гжель и не столь известные поморские: пермогорская, борецкая, северодвинская, мезенская. Последняя, например, красно-черных тонов, очень лаконична.

- Ее легко можно узнать по этим тараканьим ножкам, - показывает Татьяна Трыханкина на одной из работ оленей на тонюсеньких ногах.

Сама она не столь давно освоила гжель, а также уральскую роспись, которая напоминает приоткрывшуюся гору с самоцветами: на черном фоне переливаются яркими красками тугие бутоны цветов. Впрочем, больше всего душа лежит к хохломе. Очень трудоемкая, как признает мастерица, техника, но результат стоит усилий.

- Узор горит, каждый листик вьется, - рассказывает она о любимой хохломе, и я не сразу понимаю, что Татьяна читает свои стихи: - Если в сердце есть талант, все равно пробьется!

Кстати, таланты участниц клуба разнообразны. Кто стихи пишет, кто в хоре поет, кто пробует себя в живописи, во флористике, в иных ремеслах. Своим увлечением они заражают других - и тех, кто случайно заглядывает «на огонек», и тех, кто по долгу службы с ними работает. Так, методист центра ремесел Людмила Метелева, которая курирует клуб, однажды не выдержала: взяла в руки кисть и - сначала капельки да дуги, потом коня тонконогого создала.

- Часто задают вопрос: а зачем тебе это надо? - говорит о своем увлечении Татьяна Трыханкина. - А я даже не задумываюсь, зачем, я без этого уже просто не могу.

- Это настолько заполняет душу, - вторит ей Алла Кострикина, - и душа от этого только радуется.

Мастерицы и методист делятся со мной планами на будущее. Ближайшими и дальними. Поближе к Пасхе они собираются открыть выставку-конкурс «Пасхальные яйца». Яйца (и деревянные, и куриные) будут расписаны во всех известных техниках. Очень аппетитная для глаз, думаю, будет выставка. А вот проект «Северный олень» затевается при поддержке Ассоциации кольских саамов с дальним прицелом.

- Наш край - край оленеводов, рыбаков, охотников, - рассказывают авторы задумки. - Вот мы и решили на дощечках одинакового размера - 25 на 35 сантиметров - в разных видах художественной росписи изобразить оленя. Эти доски составят одно большое панно, которое мурманчане увидят в день 95-летия родного города - 4 октября 2011 года. А начнется работа в нынешнем сентябре.

…Когда я возвращалась из центра ремесел, на глаза попался еще не оккупированный рекламой троллейбус. С девственно чистыми боками проехал он мимо, а я вдруг представила, как идет по городу электролайнер не с изображением колбасы на борту, а расписанный, скажем, под гжель. Красотища! А навстречу хохлома выплывает… Фантастика? А ведь вполне реально все это.

Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Автор Томара Нижникова.
Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Автор Ирина Филипенко.
Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Алла Кострикина и Татьяна Трыханкина.
Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Автор Галина Абрамова.
Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Автор Алла Кострикина.
Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Автор Алла Кострикина.
Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Автор Томара Нижникова.
Фото: Ещенко С. П.
10-летие клуба художественной росписи. Областной центр ремесел. Автор Томара Нижникова.
Галина ДВОРЕЦКАЯ