В этих радостных, разноцветных гобеленах не сразу признаешь суровое Заполярье. Хотя… волшебство короткого северного лета с его солнечными ночами, пожалуй, способно творить такие чудеса.

- Да-да, это Мурманск, - убеждает Брит Фуглевог, норвежская художница по текстилю, чья персональная выставка открылась в областном центре художественных ремесел. - Таким я запомнила его летом. Из окна гостиницы открывался вид на весь город - очень красиво. Ну, правда, не стоит искать прямых совпадений, это все же образ, причем, не скрою, я несколько преобразила ваш город, сделав его таким, каким хочу видеть! Добавила цвета, яркости, зелени деревьев.

Брит уверена, ее гобелены - своего рода эскиз идеального Мурманска - более уютного, ухоженного, зеленого, с яркими цветовыми пятнами, которых так не хватает глазу в полярную ночь. Впрочем, автор оговаривается: это лишь ее фантазии на тему полюбившегося города, в который Фуглевог приезжает в третий раз.

Четыре года назад у Брит уже была персональная выставка в наших краях, тогда ее ткачество представили посетителям областного художественного музея. Хорошо помню, как на встрече с ними норвежка пообещала в следующий раз привезти в Россию серию работ, навеянных Кольским полуостровом. И вот сдержала свое обещание. На новой персональной выставке шесть больших гобеленов посвящены Мурманску. Четыре ярких летних, зелено-золотых, один зимний, новогодний, на него Фуглевог вдохновил праздничный фейерверк в день 90-летия столицы Заполярья. И наконец, венчает экспозицию вечерний пейзаж, увиденный с Кольского моста: спокойная, умиротворенная гамма, залив, смыкающийся с небесами, мягкие изгибы берегов.

- Приезжая в незнакомый город, я никогда не сижу в гостиничном номере, стараюсь постоянно бродить по улицам, знакомиться с людьми, - говорит заядлая путешественница. - В России люблю саму атмосферу: дружескую теплоту, открытость в отношениях. Здесь нет такой спешки, как в Европе, где все более закрыты и заняты собой. Здесь же люди любят остановиться, поговорить, щедры на улыбки!

Уж не знаю, насколько гостья объективна в своих оценках, но любовь к нашим краям в ее работах чувствуется сразу. Очень они теплые, лиричные, светлые.

Впрочем, Россия интересует Брит не только как источник вдохновения, но и как родина текстильных традиций Северной Европы. Фуглевог, профессор университета американского штата Иллинойс и заведующая кафедрой текстиля национального колледжа искусств и дизайна в Осло, с дотошностью ученого подходит к истории гобелена:

- Приемам ткачества северные народы обязаны архангелогородцам и жителям Новгорода, - рассказывает гостья. - Именно оттуда они распространились в Швецию, Данию, Норвегию. Родство угадывается и в орнаментах, и в материалах - это обычно шерсть и лен. А вот южане, учившиеся у китайцев, использовали шелк.

Искусство гобелена в главном не слишком изменилось за столетия, и Брит, перебирая основу ткацкого станка, прибегает к тем же приемам, что и предки-викинги. Да и в декоративности ее композиций, наполненных мотивами суровой природы края земли, чувствуются древние простота и сила.

Брит Фуглевог считает своим первым учителем бабушку, рассказывая о ней, метко вворачивает в английскую речь русское словцо - «бабка».

- Я родилась в Киркенесе, но в начале войны отец отправил меня к своим родителям в Тронхейм. И вот бабка занялась моим воспитанием: учила вышивать, а еще - каждый день делать утреннюю зарядку. В свои 79 лет она делала ее каждый день! Вот и я с тех пор не пропускаю ни одного утра, - улыбается Брит.

Кстати, хотя о возрасте женщины не говорят, в ее случае возраст - комплимент. Активной, бодрой, жизнерадостной женщине ну никак не дашь семидесяти!

- Бабушка приучила меня видеть красоту и сделала бесценный подарок: передала фамильные реликвии - старинные тканые полотенца, - продолжает моя собеседница. - И главное - научила верить в себя. Это самое основное в творчестве, это я пытаюсь привить своим ученикам. Ну а гобелен выбрала своей профессией в 17 лет, когда впервые познакомилась с художницей по текстилю и увидела ее монументальные работы. Я тогда сразу сказала: «Буду заниматься этим всю жизнь!» И не жалею!

Гобелен для Фуглевог как наркотик. Говорит, утром садится к станку, поздним вечером встает из-за него, занимается оформлением готовых работ. Короткий перерыв на сон - и снова за станок.

- У меня день - за два, - шутит Брит. - Что нормальный человек успевает за двое суток, я делаю за одни. Поэтому так быстро работаю: на подготовку этой выставки, например, ушло два года. А так на гобелен приходится примерно месяц или два. Это очень мало.

Действительно, тот, кто хоть немного знаком с искусством ткачества, знает - это один из самых трудоемких видов текстиля. На создание некоторых произведений уходят годы. Чтобы ускорить процесс, авторы прибегают к услугам исполнителей, но Брит все делает сама. И еще успевает постоянно переезжать с места на место в погоне за впечатлениями. У нее четыре мастерские: самая большая - в Осло, поменьше - в Париже, Вадсё и Киркенесе.

Брит Фуглевог считает главным секретом творчества умение сконцентрироваться, отрешиться от суеты:

- Я говорю ученикам, что ткачество ничем не отличается в этом смысле от танца или пения. Исполняя танец, вы не станете внезапно прерываться на чашку кофе или телефонный разговор. Так и в прикладном искусстве. Только если будешь собран, сможешь вложить часть себя в работу, тогда она оживет и заговорит со зрителем!

На выставке много норвежских пейзажей, глядя на которые удивляешься, какой разной и живописной видит скупую северную землю глаз художника. Жизнерадостная палитра сродни полотнам импрессионистов, а всмотревшись в условные, подчас геометрические рисунки, видишь и дальние дали, и скалы, и море, и вспыхнувшую золотом лета тундру, и кружево фиордов…

Несколько гобеленов посвящены Арктике, побывать там - мечта Фуглевог. В Мурманск она привезла не только классические гобелены на эту тему, но и несколько экспериментальных объемных работ. Узкие вертикальные полотнища, сотканные из белого пластика, изображают айсберги, отразившиеся в холодном океане. Еще одна работа в этой технике символизирует непобедимую силу жизни. «Возрастание» - это семиметровая тканая вертикаль, вывешенная в фойе центра ремесел, похожая на пробившийся к свету гигантский зеленый стебель.

Растения для Брит своего рода знак самой жизни, и под конец разговора она снова возвращается к своей идее:

- В городе обязательно нужны парки, деревья! - восклицает она. - Сажайте деревья, наполняйте город жизнью. В Мурманске есть самое главное - добрая и теплая атмосфера. Добавьте немного цвета - и он превратится в город мечты!

Выставка Брит Фуглевог продлится до конца мая, а затем отправится в Североморск. Сама же художница проведет в центре ремесел цикл мастер-классов по гобелену.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Брит Фуглевог.
Фото: Ещенко С. П.
Образы Мурманска.
Фото: Ещенко С. П.
Царство грез.
Татьяна БРИЦКАЯ