«Сюиту в стиле ретро» петербургский композитор и дирижер Владислав Панченко написал специально для мурманского инструментального трио под руководством Андрея Скороходова. В минувшее воскресенье она прозвучала впервые. Это случилось в областной филармонии на авторском концерте композитора.

Заветный телефончик

Впрочем, слушатели, знакомые по концертам с трио Скороходова, были немало удивлены: на сцену вышел квинтет! Поскольку мне накануне довелось побывать на двух репетициях в зале филармонии, поделюсь подробностями услышанного из первых уст.

Питерский композитор и мурманский гитарист-классик познакомились шесть лет назад в Череповце на международном конкурсе инструменталистов. Один был членом жюри, другой - участником, занявшим в итоге второе место среди гитаристов.

Уже тогда Андрей Скороходов, закончивший последовательно наше музучилище и Петрозаводскую консерваторию по классу гитары, создал любопытный дуэт с флейтистом и другом Олегом Солдатенковым. Грех было не воспользоваться случаем и не попросить у маститого композитора какой-нибудь миниатюры для небанальной инструментальной пары.

Но… У профессиональных флейтистов есть такой термин - «переиграть губы», что по аналогии близко вокальному «сорвать голос». Страшное дело, профзаболевание! Нет, дудеть, конечно, в дудку «переигравший губы» Олег может, но о большой сцене пришлось забыть.

Однако телефончик маэстро у мурманчанина остался. И когда неугомонный Скороходов создал трио еще более редкого состава с флейтисткой Викторией Костиной и скрипачкой Еленой Сафоновой, вспомнил о многообещающем знакомстве. В репертуаре в основном старинная музыка эпохи барокко, русского классицизма, скандинавской готики. Вот бы чего-нибудь современного, неизбитого! Созвонились.

Итак, мурманчанин едет в город на Неве, где из рук автора получает ноты «Сюиты в стиле ретро» для флейты, скрипки и гитары.

Ритм­секция на удачу

- Уже в Мурманске мы на свой страх и риск включили в ансамбль контрабас Владимира Загребельного и ударные Андрея Шурбака, - все еще сомневается Скороходов, - уж не знаю, одобрит ли автор…

( - И правильно сделали! - скажет мне потом Панченко. - Ритм-секция в музыке XX века произвела великий переворот!)

В молодости композитор отдал дань рок-музыке «Пинк Флойд» и «Дип Пёрпл». А в прошлом году и сам написал рок-оперу «Бьярмия» по мотивам эпоса северных народов Скандинавии, Карелии, Русского Поморья. К слову, эта рок-опера с успехом идет в петрозаводском театре и даже получила недавно престижную театральную премию Республики Карелии «Онежская маска».

Но вернемся к упомянутой сюите. Она состоит из шести частей, каждая из которых возвращает нас в светлое прошлое своим маршрутом. Вот оно, вечнозеленое ретро.

Владислав Панченко известен в том числе и музыкой к популярным кинофильмам. На концерте прозвучало, например, скерцо из кинофильма «Особенности национальной охоты» в исполнении камерного оркестра филармонии. Судя по всему, и в ретро-сюите композитор попытался стилизовать киномузыку своей (и нашей!) юности.

Она настолько узнаваема и в то же время оригинальна, что диву даешься. Как выяснилось, даже картинка у каждого слушателя встает перед глазами своя.

Бессмертный Шурик, вечный Мимино

- Вот, скажем, третья часть «Настроение», - делился на репетиции своей «картинкой» Андрей Скороходов. - В ней, по-моему, явные отголоски «Мимино»…

Но когда в зале дошла очередь до этой самой третьей части, я воочию увидел призрак доброго Шурика из гайдаевских кинокомедий. Во второй части - «Дождь» - разглядел молодого Алена Делона, медленно едущего под дождем в автомобиле. А в четвертой - «Двое» - услышал мудрые недоговоренности Гафта и Тереховой из «Дневного поезда».

Но, повторяю, это лишь личные мои ассоциации. У соседей по залу они наверняка были иными. Да и какая, в сущности, разница между Шуриком и Мимино? Аромат эпохи, «когда деревья были большими», композитор вдохнул, вдохновился и мастерски выдохнул.

Давненько я не катался в машине времени. Чудная музыка волшебной простоты. Если когда-нибудь эту сюиту Владислава Панченко назовут «Мурманской», это будет справедливо. Хотя бы по месту первого исполнения и по прописке первых исполнителей. И по первым аплодисментам.

Фото: Вишневский Павел
Андрей Шурбак, Владимир Загребельный, Виктория Костина, Елена Сафонова и Андрей Скороходов (слева направо).
Павел ВИШНЕВСКИЙ