(Продолжение. Начало в № 146-150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 год

и № 49, 52, 54, 58, 63 за 2009 год.)

16. «Включите северное сияние!»

- так назывался один из множества детских фильмов, снятых на Кольском полуострове.

Кажется, это впитано с молоком матери: слова маленького пажа, взволнованно отвечающего Золушке - Янине Жеймо, что он еще не волшебник, а только учится, Красная Шапочка, «долго-долго-долго» бегущая по тропинке навстречу волку с манерами завзятого интеллектуала и лицом Владимира Басова, пронзительно-добрый и грустный взгляд Алисы - гостьи из будущего. Если же бросить на прошлое более внимательный взгляд, то окажется - было что впитывать.

Сухие цифры статистики свидетельствуют, что в Советском Союзе ежегодно выпускалось около 150 фильмов, из которых пятая часть - порядка 30 картин - для подрастающего поколения. Кроме того, бюджет детских лент существенно превышал расходы на взрослые. Одним из следствий такого относительного финансового благополучия являлась возможность смело планировать неблизкие киноэкспедиции. В том числе и на Кольский полуостров.

Мурманской «натурой» воспользовался первый же советский фильм-сказка - «По щучьему велению». «Для киносъемок зимних сцен в Апатиты из Москвы приехала киногруппа «Союздетфильма», - сообщалось 20 апреля 1938 года в газете «Кировский рабочий». - Группа под руководством режиссера А. Роу, оператора И. Горчилина и директора группы Панчука снимает народную «Сказку про Емелю» по сценарию Леонидова и Тараховской. Фильм рассказывает о народной сказке про бедного деревенского парня Емелю, который сколько ни работал на царя, все ничего не имел. И как-то в дни зимнего холода и голода в реке Емеля вылавливает щуку, которая дарит ему за свое освобождение вещее слово «по щучьему велению», с помощью которого Емеля облегчает свой труд и успешно ведет борьбу с царскими холопами. Сказка изобилует целым рядом комических моментов превращения, преодоления препятствий на пути у Емели, раскрывающих силу народной смекалки и находчивости. В картине снимаются артист Петр Савин - известный по картинам «Гармонь», «Ущелье Аламасов», заслуженный артист республики Попов, заслуженный деятель искусств - артист Камерного театра Арканин, артистка Малого театра Кранчуковская, киноартист Жуков и другие. В картине принимают участие также цирковые артисты, исполняющие в шкурах роль медведей - друзей Емели. Часть киносъемок будет проведена в совхозе «Индустрия».

Кинематографические достоинства Мурмана оценил, конечно, не только Роу, еще дважды приезжавший в наш край за зимними красотами, но и режиссеры других детских картин. В 1940 году студия «Союздетфильм» снимала в Хибинах сразу две ленты. Действие «Воздушной почты» разворачивалось в далекой сибирской тайге. Трое детей из маленького поселка заболели дифтеритом. Почтовый самолет, пилотируемый молодой летчицей Настей Королёвой, везет для них сыворотку, но из-за сильного бурана вынужден совершить посадку прямо в лесу. Ночью на героиню картины нападают волки. На помощь девушке приходит четырнадцатилетний охотник Антон Иванович (именно так, по отчеству, его называют в фильме), который спасает Настю и доставляет лекарство по назначению.

Сценарий второй картины, «Сибиряки», по нынешним временам можно счесть экзотическим. На страницах газеты «Комсомолец Заполярья», в номере от 18 апреля 1940 года, особенно отмечалось, что лента посвящена «любви советских детей к товарищу Сталину», а также то, что работа над ней идет «одновременно в четырех местах: в Верхней Уде, в Теберде, в Москве и в Кировске». В новогоднюю ночь старый охотник-бурят рассказывает школьникам Сереже и Пете народное предание о том, как «вождь» с помощью местного охотника бежал из ссылки и как в память об этом потом подарил ему свою трубку. Охотник погиб в Гражданскую, а трубка осталась у другого охотника-партизана. Мальчики решили разыскать трубку и вернуть ее Сталину.

Такую сюжетную канву трудно представить в современном российском кино, но тогда работа была чрезвычайно ответственной. Еще бы, ведь в фильме присутствовал сам Сталин. Пусть в исполнении актера Михаила Геловани, но это ничего не меняло - все нужно было снимать на высшем уровне. В том числе и кадры зимних заполярных пейзажей, оказавшиеся весьма кстати как в «Сибиряках», так и в «Воздушной почте».

Уникальная история приключилась с другой детской картиной - «Таинственная находка». Аналогов я не припомню, а потому на ней, пожалуй, стоит остановиться подробнее.

Среди жителей Колы долгое время бытовала легенда о подвиге, совершенном в годы Крымской войны ссыльнопоселенцем Гагаркой. Энтузиаст-краевед Александр Михайлович Чарыгин описывал его так: «Трехмачтовый винтовой корвет «Миранда» в сопровождении вспомогательного судна вошел в Кольскую губу. «Миранда», вооруженная большим числом тяжелых пушек, имела глубокую осадку, поэтому подойти ближе к Коле было рискованно, так как в заливе имеется немало подводных камней. Только опытный лоцман мог провести корабль по губе. В заливе в то время ловил селедку один из ссыльных рыбаков по прозвищу Гагарка. Англичане захватили его в плен и приказали вести судно. Гагарка почуял недоброе в намерениях англичан и умышленно посадил «Миранду» на коргу Молочную. Капитан «Миранды» приказал расстрелять Гагарку на кладбищенском острове».

Возглавляемые Чарыгиным школьники в первые послевоенные годы решили увековечить память о Гагарке и обратились в облисполком с ходатайством об установлении в его честь гранитного обелиска. Оттуда ответили, что для санкции на сооружение памятника нужно найти авторитетное литературное подтверждение подвига ссыльнопоселенца, а если такового не обнаружится - собрать десять подписей старожилов, слышавших о подвиге от своих отцов и дедов. Вскоре необходимое количество подписей было собрано. Обнаружились и литературные свидетельства. Кроме того, у ребят завязалась переписка с музеями Архангельска, Ленинграда и Москвы, с центральной прессой. «Правда» сообщила юным краеведам, что их идеей заинтересовался Илья Эренбург. «Литературная газета» прислала своего спецкора Анатолия Аграновского, опубликовавшего затем на ее страницах очерк «Подвиг помора Гагарки».

Проявили интерес и кинематографисты. Аграновский телеграммой известил школьников о том, что в июне 1950 года Колу посетит Мария Смирнова - автор сценария знаменитого тогда фильма «Сельская учительница». Однако Смирнова не приехала. Вместо нее, как сообщал Чарыгин в газете «Заполярный труд», «20 июня прибыла в Колу одна из сотрудниц Смирновой, которая подробно ознакомилась с заливом, местами сгоревшей крепости и девятнадцатиглавого собора, Немецким островом, горой Соловарака и Молочной коргой. При этом ею сделаны черновые наброски и снимки. При отъезде она сообщила, что осенью в Колу прибудет т. Смирнова вместе с операторами и пробудет здесь около месяца». Возможно, «сотрудницей Смирновой» была Валентина Спирина - впоследствии известный сценарист, а в ту пору выпускница ВГИКа, возможно, кто-то еще - неважно. Важно то, что в 1953 году, в самый разгар периода «малокартинья», вызванного распоряжением Сталина снимать меньше, но зато одни шедевры, был выпущен фильм «Таинственная находка», сделанный по сценарию Спириной режиссером Борисом Бунеевым.

Согласно сюжету ленты, трое школьников из поселка Рыбачий находят в пещере старинное ружье. Стараясь выяснить происхождение находки, они узнают много интересного об истории своего края. Ребята мысленно переносятся в середину XIX века, когда их поселок являлся центром морских торговых путей, когда рыбаки-поморы боролись с английскими захватчиками, когда жил отважный герой Гагарка. Кола в картине прямо не названа, но тем не менее все вполне узнаваемо: и школьники-краеведы, и события Крымской войны, и подвиг Гагарки.

Пусть не шедевр, но вполне достойная историко-приключенческая лента для детей и юношества вышла на экраны 25 марта 1954 года. В ее создании приняли участие настоящие мастера кино: Татьяна Лиознова, Станислав Ростоцкий, Вячеслав Шумский, замечательные артисты Михаил Глузский, Алексей Грибов, Екатерина Савинова.

Но точку в этой истории поставили не они, а мурманский краевед Владимир Сорокажердьев, обнаруживший, что все было с точностью до наоборот. Его изыскания позволили выяснить, что ссыльный Федор Иванов по прозвищу Гагарка не герой, а предатель. Он показал неприятелю кольский фарватер, за что получил от англичан 200 рублей. Что ж теперь, и фильм не показывать? Владимир Сорокажердьев считает, что «история с Гагаркой исключительна. Развенчивая легенду о нем, мифическом герое, не следует задумываться, чтобы запретить фильм, содержанием своим не соответствующий исторической правде. Фильм этот не об одном человеке, а обо всем нашем героическом народе, выдержавшем схватку с иноземными захватчиками».

Спустя без малого 20 лет Мурманская область сыграла очередную «роль» в детском кино.

- Наша творческая группа будет снимать в Заполярье новый художественный фильм, - пояснял 4 февраля 1972 года читателям «Полярной правды» заместитель директора картины Н. Н. Светильский. - Называется он «Тревога» и рассказывает о суровых буднях людей в полярных условиях, о тех местах, где связь с Большой землей поддерживают только по радио, где все живут одной большой семьей. Вот один из эпизодов. Пришла телеграмма, что к радисту-полярнику приезжает сын из Одессы. В этот момент случается стихийное бедствие, отец оказывается на льдине, которую все дальше уносит от берегов. Мальчик об этом не знает. Его встречают друзья радиста, принимает в свой коллектив школа-интернат.

В основу ленты был положен реальный случай, который произошел на Диксоне. Девочки-девятиклассницы оставили записку, что ушли на материк, а сами спрятались. Это произошло во время пурги, и все жители острова отправились на розыски. Конец у шалости получился трагическим - погибли люди. Конечно, в фильме все чуть-чуть по-другому. Главные герои - первоклассница Наташа, ее братишка - одиннадцатилетний Лёня и его ровесник Коля. Испугавшись наказания за самовольный радиосеанс и сломанную рацию, дети прячутся, оставив записку, что ушли на остров. В это время объявляют штормовое предупреждение, начинается буран. Пока все взрослое население разыскивает их, ребятишки спокойно спят под кроватью. Мораль - за свои поступки надо отвечать независимо от возраста.

До приезда на Кольский полуостров съемочная группа Одесской киностудии, возглавляемая режиссером Радомиром Василевским, работала в павильонах и на Диксоне. Собственно, за «диксоновскими» пейзажами и приехали одесситы в Мурманск. И нашли их на улице Полярные Зори, один из уголков которой, примыкающий к сопке, точь-в-точь напоминал строения далекого арктического поселка. Самые важные, по мнению кинематографистов, эпизоды картины были отсняты на Семеновском озере, в районе мурмашинского аэропорта, во Дворце культуры профсоюзов. А еще - на берегу залива.

«- Разве это порт? Вот у нас в Одессе порт! - Мальчишка лет десяти с веснушками на носу разочарованно машет рукой, - описывал съемочный процесс корреспондент «Полярки» в номере от 10 марта 1972 года. - Делают уже пятый дубль. Наконец погашены юпитеры. Работницы порта, занятые в эпизоде, расходятся. Маленькие актеры устраивают возню.

- А что, - подхожу я к «одесситу» Коле, которого играет москвич Игорь Меркулов, - в самом деле тебе Одесский порт больше нравится?

- Не-а, - вскидывает он зеленые глаза, - здесь кораблей больше».

Кульминацию ленты - кадры поиска детей снимали в одном из карьеров сопки Горелой. Участников поискового отряда играли курсанты Мурманского высшего инженерного морского училища. А возглавлял их, как и положено по фильму, «заслуженный дед советского кинематографа» актер Иван Рыжов. Помимо него в картине играли Люсьена Овчинникова, Константин Степанков, школьники Оля Казакова и Костя Леневский. Самыми сложными для киногруппы стали съемки северного сияния. Еще бы - по заказу его не организуешь. Но в итоге природа не подвела, и небесные огни вспыхнули вовремя. А несмышленая Наташка, как и положено по сценарию, заметила:

- Так, ничего особенного. Просто включили северное сияние.

Уезжая, кинематографисты в один голос отмечали «теплоту мурманчан» и от души благодарили тружеников таксомоторного парка, телестудии, опытной оленеводческой станции - всех, кто помогал им работать. Название же вышедшего вскоре фильма изменили на «Включите северное сияние».

И еще об одной картине просто нельзя не упомянуть. Хотя кинематографическое участие в ней нашего края не столь велико, как хотелось бы - это все равно мурманский фильм. Фильм военный, фильм детский. «Юнга Северного флота», - вспоминал Эдуард Тополь, написавший, совместно с Вадимом Труниным сценарий ленты, - родился в 1972 году из газетной заметки о том, что где-то в Северодвинске бывшие юнги Северного флота отметили энную годовщину окончания школы юнг Соловецких островов и возложили венок на могилу юнги, погибшего во время войны. Фильм или, точнее, образ этого фильма возник предо мной сразу, как только я прочел эту заметку».

Через несколько месяцев съемочная группа уже гостила в Североморске, договариваясь с военными моряками о сотрудничестве. Кинорассказ о четырех подростках, попавших, каждый своим путем, в соловецкую школу юнг, о мужской дружбе, боевом крещении и, в конечном счете, о победе завоевал тогда огромную популярность. Картина Владимира Рогового - режиссера знаменитых «Офицеров», в которой получил свою первую роль Игорь Скляр, вышла на экраны в 1974-м, получила приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика», а на фестивале в пионерлагере «Орленок» авторов ленты забросали цветами буквально по пояс.

Хотя есть в «Юнге…» эпизод, где мальчишка - его сыграл Альгис Арлаускас - находит в Мурманске своего отца, главные съемки проходили на Соловках и Черном море. Но в основе фильма лежат события боевой истории Северного флота, герои картины служат на торпедных катерах, а прообразом одного из них - Володи Черемина - стал Саша Ковалев, чьим именем названы улицы областного центра и Североморска. А значит, мы с полным правом можем считать эту ленту своей, мурманской.

Сегодня отечественное детское кино переживает нелегкие времена. Ежегодно в стране появляется от 60 до 80 новых картин, из них лишь 2-3 для подрастающего поколения. Да и те зачастую не идут в широкий прокат, не доходят до зрителей. Вот и получается, что растут наши дети на западной продукции, порой весьма низкопробной, да на старых добрых советских кинолентах. Но все же жизнь продолжается, а потому давайте помечтаем. Настанет когда-нибудь такой счастливый миг, когда у нас снова будет много хороших, современных детских фильмов. Не может не настать! И ребята будущих поколений, став взрослыми, среди золотых воспоминаний детства сберегут в сердце и кадры любимых картин. В том числе тех, которые еще снимут - обязательно снимут! - у нас в Мурманске, на Кольском Севере.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ