В Кандалакше побывал известный российский режиссер Николай Досталь. Вместе с оператором-постановщиком, замдиректора проекта и художником-постановщиком он три дня занимался поиском натуры для нового 16-серийного телесериала, который расскажет о расколе в Русской православной церкви, произошедшем в XVII веке.

Встретиться и побеседовать с именитым киномастером (кстати, в декабре 2008-го Досталю было присвоено звание «Народный артист России») удалось накануне его отъезда в столицу.

- Николай Николаевич, прежде всего позвольте поздравить Вас с победой на Международном московском кинофестивале. Успех был неожиданным или все же рассчитывали на лавры?

- На главный приз не рассчитывали. Хотя думали, есть шанс получить какую-нибудь награду. Предполагали, что жюри больше внимания уделит зарубежным фильмам, поскольку фестиваль международный. Но случилось так, что призы в основном достались кинематографистам из стран СНГ - России, Украины. Как вы, наверное, знаете, почестей удостоился фильм «Чудо» режиссера Александра Прошкина, призом за лучшую женскую роль в картине «Мелодия для шарманки» Киры Муратовой отметили 12-летнюю Елену Костюк, награду за лучшую мужскую роль в фильме Карена Шахназарова «Палата № 6» получил Володя Ильин. Ну а главный приз фестиваля достался нашей картине «Петя по дороге в Царствие Небесное», отснятой в Кандалакше и Кировске.

Конечно же, эта победа нам здорово помогла. Когда снимали, понимали, что фильм-то не кассовый, у него не было рекламы, а потому на кинопрокат не надеялись. Рассчитывали лишь, что когда-нибудь его покажет телеканал «Россия». А после успеха на фестивале о нашей картине заговорили. Сейчас она демонстрируется в кинотеатрах разных городов страны. В сентябре выйдет на DVD-дисках. И где-то в ноябре-декабре зрители смогут посмотреть ее на экранах своих телевизоров. Телеканал «Россия» ее уже приобрел. Кроме того, нас пригласили с фильмом поучаствовать в фестивале в Баку, во внеконкурсной программе фестиваля в Америке. Кстати, исполнитель роли Пети Егор Павлов уже съездил на фестиваль в Светлогорск и получил приз в номинации «Дебют».

- Между прочим, в наших местных СМИ прошло сообщение о том, что, когда вы в августе приедете, то привезете фильм для показа кандалакшанам. Не получилось?

- Так мне Кураев сказал, что попросили перенести премьеру в Кандалакше на сентябрь, дескать, какое-то начальство сейчас в отпуске.

- Глава района, наверное?

- Сейчас свяжусь с Кураевым, уточню. (Звонит автору повести «Петя…» и сценария одноименного фильма.) Вот, Михаил Николаевич подтвердил, что глава городской администрации Андрей Иванов просил отложить до сентября. Вы уж восстановите справедливость. Я свои обещания держу. У меня здесь три свободных вечера, с удовольствием пришел бы, принес фильм, показал и рассказал о съемках. Возможно, Кураев приедет в сентябре, он посвободнее, и покажет.

- А вы?

- Вряд ли.

- Николай Николаевич, «Петя…» - фильм малобюджетный. Ваша новая картина под условным названием «Раскол», понятно, потребует более серьезного вложения средств. Нет беспокойства, что финансово-экономический кризис может помешать планам?

- Конечно, беспокоюсь. Работа над фильмом идет по заказу телеканала «Россия». Пока нам собрали минимальный бюджет, на который мы согласились. Но кто его знает, как дальше пойдет, какое финансово-экономическое положение будет и в стране, и на телеканале.

- Как долго продлятся съемки?

- «Петю» отсняли за 32 дня, съемочный процесс «Раскола» займет восемь-девять месяцев, закончится к августу 2010 года. А посмотреть фильм можно будет не раньше марта 2011-го.

- С актерским составом уже определились? Егор Павлов будет сниматься?

- Хотелось бы, но пока еще не знаю, в какой роли. Вероятно, пригласим артиста Малого театра Александра Коршунова. В «Пете» он исполнил роль начальника строительства ГЭС. Думаю, опять будет играть Роман Мадянов. Вижу его в роли боярина Бориса Ивановича Морозова, который был воспитателем будущего царя Алексея Михайловича Тишайшего. Второй царь из династии Романовых и есть главный герой картины. Кроме него наш фильм будут населять такие персонажи, как патриарх Никон, протопоп Аввакум, братья бояре Морозовы, боярыня Морозова. На главные роли исполнителей пока ищем.

Фильм будет сниматься во многих местах - это Суздаль, Ростов Великий, вероятно, Соловки, Вологодская область, где находятся Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, куда был сослан патриарх Никон. Павильонные съемки в Москве начнутся уже в конце октября. Сценарий, который Михаил Кураев писал при моем участии на основании исторических хроник, готов полностью.

- А какие события будут освещены на съемках в Кандалакше?

- Сюжет рассказывать не стану. Здесь будут сниматься события, связанные с ссылками протопопа Аввакума. Сначала царь отправил его в Сибирь - в Тобольск, затем в Мезень и потом в Пустозерск, где в 1682 году Аввакум был заживо сожжен уже по указу царя Федора Алексеевича.

- Места для съемок нашли?

- Да, их два. В нижней Кандалакше возле залива будем строить Пустозерск, острог. А в районе, где у вас расположен детский лагерь «Гандвиг», создадим, так сказать, элементы деревни Мезень и Тобольска. Строительство начнем, наверное, в этом году. Еще нужно получить на него разрешение от местных властей. Съемки пройдут в апреле-мае будущего года. Нам нужно «зацепить» лед и подтаявшие воды.

- Скажите, что подвигает вас все чаще и чаще обращаться к истории и снимать фильмы, сценарии которых основаны на реальных событиях?

- Пока мы не разберемся со своим прошлым, не узнаем его и не осмыслим, вряд ли сможем рассчитывать на позитивное в будущем. Мы опять будем наступать на советские грабли. У нас в тот период была сплошная мифология - о революции, войне, пятилетках.

В искусстве и литературе достаточно хорошо освещены времена Ивана Грозного, Бориса Годунова, Минина и Пожарского, Петра Первого. А вот этот отрезок - с половины до конца XVII века, когда был, можно сказать, переход от Руси средневековой к России имперской, - самый неисследованный. Историки, конечно, знают, а широкий зритель с ним не знаком.

Мне кажется, мало кто знает о царе Алексее Михайловиче, не говоря уже о царе Федоре Алексеевиче. Что такое раскол в русской церкви? Кто такой протопоп Аввакум, который просидел в Пустозерске в земляной тюрьме-яме более десятка лет? За что провел десятилетие в ссылке патриарх Никон? Думаю, не каждый сможет ответить на эти вопросы.

- Согласна. Наверняка многие и боярыню Морозову знают лишь по картине художника Василия Сурикова.

- Вот именно! А как он ее изобразил?! У него же там сидит какая-то старая карга. А ведь это была красивая молодая женщина. Она умерла, погибла в яме, когда ей было всего лишь сорок с хвостиком.

Люди должны знать правду о прошлом, чтобы уметь верно оценивать настоящее. В нашей новой кинокартине много, скажем так, линий, которые актуальны и сейчас, и в любое время - взаимоотношения церкви и власти, народа и церкви, власти и народа.

...Уже прощаясь с режиссером, показала интервью с ним, опубликованное в «Вестнике» почти два года назад, еще в преддверии съемок «Пети…». Завершалось оно тем, что я пожелала Николаю Досталю успеха. «Постучу по дереву», - сказал он тогда. И постучал по дверному косяку гостиничного номера.

- Повторим, Николай Николаевич?

- Конечно.

И мы повторили! Я пожелала, Досталь постучал. Так сказать, выражаясь современным языком, отправили месседж в будущее - в адрес жюри следующих конкурсов телевизионных фильмов. Ведь, как известно, его телесериал «Завещание Ленина» был отмечен премиями ТЭФИ, «Золотой Орел» и «Ника». Как знать, может, и новая историческая кинолента удостоится высоких наград.

Фото: Румянцева Ирина
Кадр из фильма «Петя по дороге в Царствие Небесное».
Фото: Румянцева Ирина
Николай Досталь.
Ирина РУМЯНЦЕВА, Кандалакша