Завтра в областном художественном музее открывается выставка фронтовых рисунков «Этот день мы приближали как могли», посвященная 65-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье.

По готовящейся к показу экспозиции меня водит главный хранитель музея Алла Порунова.

- Изюминка этих работ в том, что они выполнялись именно в военные годы и именно в полевых условиях, - говорит Алла Петровна. - Документальность рисунков очевидна, в этом их историческая и, если хотите, художественная ценность.

Многие из работ абсолютно точно датированы. Вот карандашный набросок народного художника РСФСР Анатолия Яр-Кравченко «Берлин. Рейхстаг. 18 мая 1945 г.» Вот пейзажная зарисовка заслуженного художника РСФСР Евгения Ведерникова «На берегу Днепра», сделанная 7 мая 43-го. Вот моментальный портрет работы Ивана Безина «Старший сержант Кондратенко Адам Григорьевич», нарисованный в июне 42-го…

Как сложилась военная судьба сержанта Кондратенко, чей бравый образ смотрит на нас через 67 лет? Бог весть. А вот автор портрета Иван Безин, бравший до войны уроки живописного мастерства у самого Фаворского, сложил голову на фронте в 43-м под Ростовом…

Но, пожалуй, наибольший интерес для зрителей Заполярья представляют фронтовые портреты, пейзажи и жанровые зарисовки Александра Шмидта, воевавшего и рисовавшего на Кольском полуострове. Собственно, большую часть экспозиции и составляют его работы, переданные в свое время из фондов нашего краеведческого музея в фонды вновь созданного художественного.

Не вызывает сомнений географическая принадлежность, например, его пейзажа «Долина Смерти», созданного в 44-м. Всякий земляк понимает, что речь идет о современной Долине Славы. Но даже там, где Шмидт не обозначил место действия, узнаешь родные северные детали. Вот, скажем, портрет 1943 года под названием «Писарь Конев Прокопий Прокопьевич». Вроде склонился трудяга над столом в обычной избушке. Поди догадайся, на каком фронте эта избушка! Но за окошком - заснеженные сопки. Наши сопки, тут и к бабке не ходи.

К слову, из всех графических листов на выставке только два выполнены в цвете, и оба они работы защитника Заполярья Александра Шмидта. Один - акварельный портретик неизвестного пехотного капитана, играющего на балалайке. А вот другой…

Вы сразу заметите на выставке цветной пейзаж «Большая Западная Лица». Художник выполнил его в нечасто применяемой технике «монотипия по акварели». Суть такова. Сначала живописец наносит рисунок краской на какой-нибудь фанерке или куске стекла (ну что там могло оказаться у Шмидта под рукой в полевых условиях?), а затем, пока краска не высохла, делает оттиск на бумаге.

- По-видимому, автор еще и тонировал отпечаток карандашом, - вглядывается Алла Порунова в изображение реки Западная Лица 1944 года. - Во всяком случае, это самая дорогая для меня на выставке картина…

Дедушка по материнской линии главного хранителя фондов областного художественного музея, Валериан Степанович Малинов, воевал в этих местах и умер в 1978 году, до самой кончины мучаясь от осколочных ранений, полученных в окопах Заполярья…

Завтра вы увидите этот поразительный пейзаж. В 17 часов - открытие.

Фото: Вишневский Павел
Александр Шмидт. «Игра на балалайке». 1944 год.
Фото: Вишневский Павел
Иван Безин. Портрет старшего сержанта Кондратенко. Июнь 1942 года.
Павел ВИШНЕВСКИЙ