Так называется фотовыставка Александра Савельева, открывшаяся на днях в кандалакшском городском культурном центре «Нива». При знакомстве с нею невозможно, как это часто бывает, хаотично передвигаться по залу, повинуясь какому-то внутреннему стремлению рассмотреть лишь то, что зацепило взгляд. Чтобы понять идею автора, нужно последовательно, терпеливо и осмысленно пройти, что называется, весь путь - от первого снимка до последнего.

«18 шагов…» - это восемнадцать фотографий, сделанных в Испании, Италии, Португалии, Египте, Швеции и одном из самых красивых городов России - Санкт-Петербурге. И хотя на них не запечатлены потомки Адама и Евы, история, объединяющая снимки в экспозицию, рассказывает о зарождении и развитии человеческих взаимоотношений. Замечу, публика, пришедшая на открытие выставки, была искренне поражена неординарностью авторской концепции.

Александр Дюма писал: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их сущность». Оттолкнувшись от этого высказывания, психологические нюансы общения и сближения одного человека с другим Савельев стремится раскрыть через изображения улиц, зданий, крыш, архитектурных элементов.

Каждое фото сопровождается небольшим текстом. К примеру, на первом снимке мы видим дверь с замочной скважиной. Подпись поясняет: «Шаг 1. Каждый человек - это закрытая дверь, и чтобы открыть ее, нужно подобрать ключ».

А вот перед вами венецианский канал, воды которого вплотную подступают к лестнице, ведущей ко входу в здание. Савельев предупреждает о возникающих сложностях на пути познания другого человека: «Шаг 3. Вы, безусловно, сильно измучаетесь, переплывая реку сомнения и недоверия, которую он разольет перед вами».

Но старания, по мнению автора, будут обязательно вознаграждены: через приоткрытую дверь или в просвете арок вы сможете заглянуть во внутренний мир другого человека - тщательно оберегаемый от посторонних взглядов и посягательств. Вы сделаете попытку понять мысли этого человека, узнать, что он чувствует. Однако это не означает, что тот, образно говоря, непременно распахнется перед вами. На одном из следующих снимков - наглухо запертое окно, занавешенное шторками с непримечательным рисунком. «Он будет прятать от вас свои глаза, боясь, что в них вы разглядите его душу», - гласит подпись. О преградах в процессе сближения - возможном неприятии или отторжении - говорят и остроконечные архитектурные элементы, игра света и тени в кадре.

- На отрезке любых отношений есть некая точка. Если ее преодолеть, многое нам становится ясным и понятным, - говорит Александр Савельев. - И когда чужой человек согласится наконец впустить вас в собственный мир, вам откроются новые краски.

И тут приглушенная гамма предыдущих снимков сменяется разноцветьем. Яркие крыши домов в Португалии, множество зданий - через эти образы автор хочет донести мысль о том, что поверивший вам познакомит со своими родными, близкими, друзьями. Отдельные архитектурные детали домов на снимках, по словам автора, символизируют раскрытые другому сокровенные тайны и желания.

Завершается выставка такими словами: «Шаги 17 и 18. И вот он - человек, неважно, мужчина или женщина - стоит рядом с вами. Открытый, беззащитный, доверившийся, готовый пойти с вами на край света. Он - ваш самый близкий и родной человек. И главное теперь - сохранить ваш мир и ваше счастье познания друг друга».

Кстати, эту свою выставку Савельев прошлой зимой представил и в Петербурге, в Доме актера. В городе на Неве он живет уже восемь лет. А познакомилась я с ним десять лет назад, когда мы занимались созданием в Кандалакше местного телевидения.

Дело это было абсолютно новое в истории города, искать кадры для телекомпании пришлось по всему району. Требовались молодые, активные и творческие ребята, способные быстро включиться в процесс работы. Саша, которому было тогда двадцать с небольшим, приехал на собеседование из поселка Нивского. К тому времени он уже окончил архангельский техникум по специальности «телевидение», увлекался видеосъемкой. Взяли его на работу оператором. Спустя короткое время о нем стали говорить так: «Этот парень видит то, чего не видят другие».

- Первые свои творческие шаги я сделал на местном телевидении, - сказал гостям выставки Александр. - Тогда же появился интерес к фотографии.

О тех временах вспомнил и известный в Кандалакше фотограф Вячеслав Федотов, ранее работавший на областном телевидении:

- Саша пришел ко мне домой со своими снимками. Не скажу, что они меня особо впечатлили. Но сегодня я удивлен. Не думал, что из него получится такой фотофилософ - позволю себе его так назвать.

Сейчас Савельев живет в Питере. Он окончил курсы киношколы-студии «Кадр» при «Ленфильме» и сейчас ведет подготовку к съемкам короткометражного фильма. Однако от занятий фотографией отказываться не намерен. Кстати, несмотря на имеющиеся нынче широкие возможности цифровой техники, снимать предпочитает на пленку.

Недели через две Савельев планирует открыть для земляков еще одну фотоэкспозицию - «Граффити». Жители Петербурга, к слову, с ней уже знакомы.

Фото: Румянцева Ирина
Фото: Румянцева Ирина
Ирина РУМЯНЦЕВА, Кандалакша