Ах, как прав был М. А. Булгаков - как причудливо тасуется колода этой жизни! Вот сошлись на неделе в телевизионной сетке два фильма: «Тонкая красная линия» («Первый», вторник, 1.50) американца Терренса Малика и «Тихий Дон» («Культура», вторник - четверг, 19.55) великого Сергея Герасимова. Казалось бы, что общего у масштабного полотна о битве американцев и японцев за Гуадалканал и экранизации, наверное, самого значительного романа XX века? Ан нет!

Малик читал графа Толстого - не только «Войну и мир», но и «Севастопольские рассказы». Там, под Севастополем, при Балаклаве журналист газеты «Таймс» Уильям Х. Расселл написал строку «тонкая красная линия, окованная сталью». Эти слова навсегда вошли в англоязычные культуры как символ высочайшей воинской самоотверженности. А сказаны они были о 550 парнях в красных мундирах и клетчатых юбках - горцах 93-го шотландского полка, что, отражая лихую атаку русской кавалерии, выстроились в две шеренги вместо положенных по уставу четырех (иначе фронт было не прикрыть). Комполка баронет Колин Кэмпбелл сказал тогда: «Приказа к отходу не будет, парни. Вы должны умереть там, где стоите». Они, ощетинившись штыками, выстояли.

Казаками в Крымскую кампанию командовал граф Ф. В. Орлов-Денисов, чей отец, герой Отечественной войны 1812 года, был атаманом Всевеликого войска Донского. Их потомок, наследник старинного дворянского рода и двоюродный брат поэта Сергея Михалкова Петр Глебов гениально сыграл простого донского казака Григория Мелехова. 40-летним он играл и 18-летнего Гришку, и уже заматеревшего отца семейства. А сам Глебов в 41-м пошел добровольцем на Великую Отечественную и все четыре года провоевал зенитчиком.

Вот так тасуется колода…

Понедельник

«Ну что вы тут уселись? Пойдемте домой!» - это последние слова в замечательном фильме Марлена Хуциева «Два Федора» («Культура», 14.00). Собственно, и весь фильм об этом - как вернуться домой. Вернуться после Войны. После Победы. Как по мне, так это любимая роль, исполненная Василием Макаровичем Шукшиным. Кстати, его первая в кино роль - порубанный Григорием матросик из «Тихого Дона». Это - опять про «колоду»…

Комедия с Марчелло Мастроянни и Катрин Денев «Самое значительное событие с тех пор, как человек высадился на Луну» в отечественном прокате шла с более коротким названием - «Слегка беременный». И это правильно, ведь по сюжету Марчелло узнает, что он уже на 4-м месяце… («Петербург», 1.00).

Вторник

«- Какая разница между еврейской мамой и ротвейлером?

- Ротвейлер иногда ослабляет хватку».

Эта шутка принадлежит Вуди Аллену, великому режиссеру и еврею по совместительству. Но сказать ее мог и главный герой фильма другого американо-еврейского режиссера - Пола Мазурски - «Следующая остановка деревня Гринвич» («Петербург», 2.30). Герой фильма (не удивляйтесь - юноша-еврей) уходит от родителей в поисках себя и места в жизни.

«Гори, гори, моя звезда» - это героическая трагикомедия о судьбе художника в годы революции. Блестящий актерский состав, режиссер Александр Митта («Культура», 13.55).

В чудесной доброй комедии «Бэйб» (СТС, 22.00) в главной роли по очереди снялись аж 48 актеров - поросят йоркширской породы. А потом их съели - такова тяжелая актерская доля…

Среда

У сильного и увлекательного фильма про генерала, попавшего в тюрьму строгого режима, «Последний замок» («Первый», 23.50) есть только один недостаток - он снят американцами и про американцев. А значит, вас ждут выпяченные стальные подбородки, отдание чести при «пустой голове», звездно-полосатый флаг и торжество демократии. Зато - Роберт Редфорд…

Если тебя зовут Джеремайя (Иеремия, по-нашему) Чечик, значит, ты родился или на Украине, или в Канаде. У режиссера «Бенни и Джун» получилось второе. А еще у него получилось снять очень доброе кино о любви странных людей. И как всегда, роль человека со странностями отменно удалась блистательному Джонни Деппу («Петербург», 23.00).

Еще один очень добрый фильм - комедия «Кокон» («Первый», 2.10). Обязательно посмотрите - ведь все мы будем стариками.

Вряд ли я смогу рассказать вам что-то новое о «Человек с бульвара Капуцинов» («Россия», 0.15). Но разве что вот: Александра Яковлева - больше не актриса. Она очень большой начальник в ОАО «РЖД». Вот так: с неба («Экипаж») на землю…

Четверг

«Бесприданницу» - великий фильм одного из отцов российского кино великого Якова Протазанова - не грех посмотреть и дважды за неделю - на «Культуре» в 10.50, а потом в субботу на «России» в 3.25.

Она - мексиканка и католичка, не замужем, но беременна от негодяя, который ее бросил. Он - бывший американский солдат, ныне разъездной торговец шоколадом, муж ужасной жены. Они обречены. Обречены на любовь - «Прогулка в облаках». Любите мелодр-р-рамы - получите, что хотите («Первый», 0.50). А потом, в 2.40, продолжение трогательного «Кокона».

А если надоест шмыгать носом и утирать слезы умиления - пожалте, триллер от классика американского кино Джона Хьюстона на «русскую» тему «Кремлевское письмо». Тогда, в 1970-м, голливудцы скребли по сусекам и наскребли Лилю Кедрову, Фульвию Кетофф, Людмилу Дударову, Дмитрия Тамарова. Но русских актеров на русские роли все равно не хватило, пришлось брать чехов - мужа и жену с дивной фамилией Правда. А правда у них получилась или брехня - узнаем на «Петербурге», в 3.00. Ой, чуть не забыл: одну из ролей играет великий режиссер Орсон Уэллс. Вот!

Пятница

В 1967 году на «Оскар» как лучший фильм была номинирована сатирическая комедия «Русские идут! Русские идут!» канадского режиссера Нормана Джунсона. Сюжет: возле крохотного американского городишки на мель садится советская подлодка. Фильм-карикатура: американцы в нем - сборище испуганных до смерти параноиков. А вот «русские» - вполне себе милые парни, в которых даже можно - невероятно! - влюбиться… «Петербург», 3.10. Кстати, там же, но раньше - в 1.50 - фильм о всегда ходившем поперек Джоне Ленноне, представляет его «русский аналог» - Юрий Шевчук.

Вуди Аллен - гениальный чудак (или чудаковатый гений, кому как больше нравится). А его новинка-свежачок «Вики Кристина Барселона» - мелодрама о любовном квадрате, по углам которого испанский художник (Хавьер Бардем), его бывшая жена - истеричка (Пенелопа Крус) и две американочки - старомодная и сексуальная (Ребекка Холл и Скарлетт Йоханссон). Все это на «Первом» в 23.10.

И все бы хорошо, но почти в это же время - в 22.55 - по «России» покажут «Остров» Павла Лунгина. Что тут скажешь? То, что Петр Мамонов - гений, я и раньше знал. Но фильм совершенно с новой стороны открывает и Виктора Сухорукова, и Дмитрия Дюжева…

Суббота

День однозначной, безоговорочной победы отечественного кино над бездушной голливудщиной. Тут вам и вольное жизнеописание приключений поэта-гусара Дениса Давыдова «Эскадрон гусар летучих» («Культура», 14.45). И захватывающая дух красота юной Насти Вертинской в «Человеке-амфибии», и щемящая дружба-вражда героев Янковского и Дурова в «Служили два товарища» («Петербург», 16.30 и 18.50).

Разве со всем этим сравнится «сборная Голливуда» из «11 друзей Оушена»?! Да хоть 33, хоть 100! Не тянут (НТВ, 22.40).

Воскресенье

В ленте Луи Маля «Вива, Мария!» критики сумели разглядеть и народный юмор Рабле, и сарказм Вольтера, и сатиру Бомарше и Мольера, и абсурд Ионеско. Критикам хорошо, они - умные. А мы будем просто любоваться Брижит Бардо - грудь, шейка, ножки («Петербург», 0.35).

«Кто боится Вирджинии Вульф?» - эта экранизация пьесы британского драматурга Эдварда Олби была первым в американской истории фильмом, вышедшим в прокат с ограничением «лица до 18 лет не допускаются без сопровождения родителей». Уж родителям там самое место: фильм-то о том, как 20-летний брак превращается в ад на двоих. Элизабет Тэйлор заработала свой второй «Оскар» за лучшую женскую роль (НТВ, 3.30).

Спокойной ночи!

Петр Болычев