Старинные иконы и рукописные книги - в краеведческом музее

Странные чувства испытываешь, когда видишь в музейной витрине вещь из личного, семейного обихода. Не свою, конечно, собственную, и чуть раньше изготовленную, но такую домашнюю. Деревянные сырницы - формочки в виде четырехгранной горки для изготовления творожных лакомств к празднику Пасхи - нынче красуются в областном краеведческом музее. Экспозиция посвящена приближающемуся Светлому дню.

У моей бабушки, давно от нас ушедшей, была такая же, только металлическая, с крестиками по граням, а также выдавленными ценой - сколько-то там «коп.» - и годом изготовления, по-моему, 1956-м. Эти советские «коп.» и дата совершенно не вязались с православными крестиками. Предмет смотрелся странно: Бога в СССР не было, а пасочницы - так ее называла бабуля - были. И рецепт приготовления творожной пасхи бабушка - убежденная атеистка и коммунистка с корнями, уходящими в не такое уж далекое крестьянское прошлое, знала с детства. Готовила отлично - никогда у меня не получалось такой вкусной пасхи, как у нее. Хотя рецепт мне прекрасно известен - тоже с детства, пришедшегося на закат советской империи. Может, какая-то магия была в самой этой пасочнице, которая куда-то запропастилась при переездах, - без нее так здорово не получается...

В отличие от Рождества Пасху в СССР все же праздновали. Не особо вникая в ее сокровенный смысл, с удовольствием красили яйца и пекли пироги. Потом, с течением времени, стали ходить на службы и ставить свечки перед иконами. Люди и времена менялись - а лики с икон все также смотрели на молящихся. Возможность внимательно вглядеться в эти лики, помнящие не одно поколение прихожан, дает новая выставка. Иконы, представленные на ней, поистине уникальны - их возраст насчитывает несколько столетий, их окружает особая аура. Здесь же, в выставочных витринах, можно увидеть и другие раритеты - рукописные и старопечатные богослужебные книги, предметы церковного обихода, облачения священнослужителей.

- Еще в 1976 году краеведческий музей принял на реставрацию и хранение около полусотни старинных икон, - рассказала заместитель директора музея Людмила Смирнова. - Иконы прибыли из Успенской церкви в Варзуге. Этот храм является одним из признанных исторических памятников нашего края, а его иконы - настоящие произведения искусства. Вот только к нам они прибыли в не самой хорошей сохранности - неотапливаемая церковь, в которой до сих пор продолжаются реставрационные работы, неподходящее место для них. Представители церкви и сами это понимали, поэтому обратились за помощью к нам. Иконы до сих пор на временном хранении у нас, ведь работы в Успенском храме далеки от завершения. Настоятель церкви отец Митрофан прекрасно понимает, что пока нет условий для нормального хранения икон - не надо торопиться с передачей. Однако к этому процессу мы готовы, и никаких сложностей быть не должно.

Когда иконы оказались в краеведческом музее, было принято решение сразу отправить их на реставрацию - раритеты нуждались в серьезной восстановительной работе. В Мурманске для этого подходящей базы, конечно, нет, поэтому иконы отправились во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря в Москве. Тамошние специалисты считаются лучшими в своей области и смогли сотворить чудо - заставить старинные произведения заиграть новыми красками, обрести четкость линий. За минувшие сорок лет иконы приходилось время от времени снова направлять в Москву - все-таки возраст в несколько столетий не шутка, периодически появляются осыпь, трещинки. Последние реставрационные работы проводились в прошлом году. Они весьма недешевы - частичное восстановление одной иконы обходится в сто тысяч рублей, а реставрация старопечатной книги и вовсе тянет на миллион. В год, по словам сотрудников музея, работы проводятся с пятью-шестью иконами.

- В музее для хранения этих экспонатов созданы все необходимые условия, - сообщила Людмила Смирнова. - Им требуется определенная температура - плюс 16-17 градусов, влажность 40-45 процентов. Такие показатели мы и поддерживаем, для чего есть специальные приборы, например, увлажнители. Используем также воздухоочистители, очищающие воздух от микрофлоры, которая может повредить краскам.

Старинные иконы - особый вид искусства: они рассказывают нам о высших мирах, и реализм им обычно не свойственен. Как писал Сергей Булгаков, русский философ, «изображения здесь формальны, абстрактны, схематичны, состоят из одной формы и краски. Икона не знает трех измерений, не имеет глубины, но довольствуется, вслед за древней египетской иконописью, плоскостным изображением». Все эти приемы призывают сосредоточиться на молитве, задуматься о вечном. Тихий музейный зал тоже неплохое место для вдумчивого общения с этим искусством. Иконы Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, Казанской Божьей Матери, датированные XVII-XVIII веками, сдержанны по цвету и форме, а лики суровы. А вот икона Трифона Печенгского, созданная в 1908 году, - совсем другая: она выполнена в более реалистичной манере и весьма эмоциональна.

Приковывают взгляд и другие экспонаты, прежде всего - старинные книги. Среди них как рукописные, так и старопечатные. Например, «Минеи» датируются 1604 годом, а «Святцы» - 1644-м. Прекрасно Евангелие 1821 года - в массивном серебряном окладе, богато украшенном узорами, оно раньше тоже хранилось в Успенской церкви в Варзуге.

- Самый потрясающий экспонат нашей выставки - это, безусловно, венец XVIII века к иконе Казанской Божьей Матери, - отметила Людмила Михайловна. - Этот фрагмент оклада просто роскошен. Тонкая и изящная работа мастера собрала на серебряном с позолотой венце целую россыпь драгоценных камней: тут и алмазы, и сапфиры, и изумруды, и рубины, и жемчуга. Эта вещь попала в краеведческий музей в 1965 году, так указано в наших документах, а вот каким образом у нас оказалась - неизвестно. Скорее всего, привезена одной из научных экспедиций по Терскому берегу, которых много проводили в советское время. Поначалу нам и в голову не приходило, что камни использованы натуральные. Думали, их давно уже вынули и заменили стекляшками. Но экспертиза доказала обратное - все настоящее. Теперь мы с удовольствием выставляем этот шедевр, позаботившись, разумеется, о его надлежащей охране.

Каждая из представленных на выставке вещей поражает тонкостью работы, внимательной и тщательной проработкой деталей. Экспонаты требуют от зрителя вдумчивости и неспешности - поверьте, стоит провести здесь часть своего времени: впечатления будут сильными.

Фото: Ещенко С. П.
Старинные иконы и рукописные книги - в краеведческом музее.
Фото: Ещенко С. П.
Старинные иконы и рукописные книги - в краеведческом музее.
Фото: Ещенко С. П.
Старинные иконы и рукописные книги - в краеведческом музее. Красивейший из экспонатов - драгоценный венец.
Фото: Ещенко С. П.
Старинные иконы и рукописные книги - в краеведческом музее. Красивейший из экспонатов - драгоценный венец гости стремились запечатлеть на память.
Юлия МАКШЕЕВА